Краеугольным камнем любой эффективной политики безопасности является адекватная оценка угрозы. В случае с Эстонией (и многих ближайших и отдаленных соседей России) это предполагает обязательную оценку угроз, исходящих от России. Следует признать, что они существуют, и, к сожалению, в последнее время усилились как на словах, так и в делах и нет оснований считать, что они в ближайшее время исчезнут.
Несмотря на информационное, а порой и экономическое давление на Эстонию, возможность вооруженного конфликта (в том числе и ограниченного) в настоящее время все же незначительна. Но это не значит, что его обузданием не следует заниматься и им не занимаются. В Эстонии и Финляндии, в НАТО и Европейском союзе и повсюду в иных местах. В министерствах обороны и иностранных дел и структурах внутренней безопасности. Это повседневная работа, направленная на ясные результаты, усиливающие чувство уверенности, о которой не нужно, да и нельзя постоянно читать лекции. Так же как неразумно панически указывать на слабости, которые на этом пути пытаются устранить.
Безопасность — это довольно сложная сфера, для управления которой нужна ясная голова, крепкий желудок, доброе сердце и умение выбирать слова. Успех добывается не дрожащим от страха сердцем, не головой в горячке, не говоря уже об устах, исторгающих эмоции. Безопасность начинается с доверия к себе, веры в себя и собственного достоинства — на этом базируется воля к обороне.
По-моему, наши политические дебаты на тему безопасности, с одной стороны, слишком технические. Мы сосредоточены на танках, противовоздушных ракетах, самолетах и т.п.. С другой стороны — мы слишком эмоциональны: мы такие маленькие, придет ли кто нам на помощь, сколько мы продержимся. Более 5000 лет мы оказывали сопротивление немцам и ливонцам, русским и шведам, полякам и датчанам, а помогали нам русские и финны, немцы и датчане, англичане и даже американцы. Кто-то еще наверняка остался неназванным. Если посмотреть на жизнь спокойно, уверенно в себе, то следует признать, что наше безопасность сегодня явно более надежна, чем когда-либо ранее. Но мы видим и то, что мир сейчас полон напряженности, не знающей границ, и наш восточный сосед не внушает нам чувства уверенности. Этими рисками следует заниматься. Поодиночке и вместе с союзниками.
Однако связанный с Россией ключ стратегической безопасности лежит не в Таллине, Брюсселе и не в Вашингтоне, а в самой России, в ее развитии и неоднократно прерывавшихся поисках самой себя. Как модернизация России заглохла в тоталитаризме из-за войны и революции сто лет назад, так и западные демократические реформы не смогли убедить русский народ в конце прошлого века пройти избранным путем до конца. И сейчас наш восточный сосед пытается создать некую суверенную самобытность на фундаменте в очередной раз пошатнувшейся веры в себя и собственное достоинство. Для обуздания угроз, связанных с Россией, ее нужно понять. Как в хорошем, так и в плохом.
Настоящие экзистенциональные риски России – демографические, миграционные, экономические и иные – наверняка не меньше чем наши риски и наших союзников, они вызывают озабоченность и у многих россиян. Многие эти риски общие для нас, но, к сожалению, мы не смогли нарастить понимание своей части общих рисков, так как нынешняя администрация Кремля все еще играет на языках опасений в отношении США и Запада, доставшихся в наследство от прошлого века. Но стараться нужно, так как в перспективе альтернативы нет.
Примерно так думают люди, которые пытаются обуздать риски, исходящие от России и направить ее на рельсы сотрудничества и взаимопонимания. У нас, конечно, есть более приземленные проблемы, о которых мы не можем забывать и я знаю, что это все больше понимают и наши союзники, и они отражаются в практических решениях. Для нас это имеет первостепенную важность.
В то же время неразумно постоянно противопоставлять себя России на почве угроз, так как это лишь приведет к дополнительному недоверию по обе стороны границы. Давайте жить и действовать, скорее, как опытный хуторянин на хуторе на краю леса, который защищает ульи и овец не тем, что кричит на волков и медведей и таит на них злобу, а с помощью ограды и хорошей двустволки.
Яак Аавиксоо - министр обороны Эстонии
Перевод Хейно Сарап