В Дании боятся, что исламский фундаментализм может распространиться в связи с планами финансируемого иранцами строительства мечети.
Это будет первое специально построено место для молитвы для двухсот пятидесяти тысяч мусульман, проживающих в стране.
Иранское правительство говорит, что оно тут не причем, но, как передает Гаянэ Чачикян, эти заявления не способны успокоить жителей страны, столь чувствительно относящейся к исламу.
Помещения, которые больше похоже на тесную квартиру, чем на храм – именно так выглядят мечети в Дании.
В стране, где проживает четверть миллиона мусульман, нет ни единого специально построенного места для молитвы.
Это место, где мусульмане Дании хотят построить свою первую мечеть, которая будет действительно похоже на мечеть. Они говорят, что являются второй по величине религиозной группой в стране, и что сейчас им приходится посещать складские помещения, подобные этому, чтобы помолиться.
В стране есть десятки подобных молитвенных домов, но теперь существуют планы построить большую традиционную мечеть.
Абдул Вахид Педерсен, Исламский совет Дании: Если будет построена большая мечеть, это станет сигналом о благожелательном отношении, это даст ощущение того, что мусульмане являются частью датского общества. Эту задачу выполнит строительство мечети.
Архитектор мечети говорит, что проект будет профинансирована двумя или тремя богатыми иранцами, и что иранское правительство не будет принимать никакого участия.
Но, несмотря на эти уверения, в умах датчан уже поселились сомнения.
Правые политики Дании разжигают страхи, утверждая, что мечеть может стать базой для исламских фундаменталистов.
Питер Скааруп, заместитель главы Народной партии Дании: Мы боимся, что это финансирует Иран. Нам кажется, что будет плохой идеей, если мы разрешим экстремистам построить мечеть в центре Копенгагена… Есть большая вероятность, что иранское государство попытается получить влияние в Дании и попытается следить за борцами за свободу, которых мы приняли из Ирана…
Судьбу проекта решит мэрия Копенгагена.
Ульрик Винге, центр городского дизайна: Они не могут отказать проекту, потому что им не нравится, кто его финансирует…. Если им не нравится финансирование, они не могут отказать. Они могут отказать, потому что им не нравится архитектура…
Ахмад – водитель такси, проживший в Дании 18 лет. Он сталкивался с дискриминацией и говорит, что каждый мусульманин очень чувствительно относится к вопросу своей идентичности.
Ахмад Тафтазани, водитель такси: Было бы хорошо иметь здесь символ ислама, а не старый спортзал или старый дом… не очень-то приятно идти в старый дом, который должен быть мечетью. это унизительно…
Большинство датчан не имеют ничего против мечети, но хотят прозрачности в том, что касается вопросов ее управления.
Имамы говорят, что поучаствовать в финансировании может кто угодно, но что они проконтролируют, чтобы все управленческие решения принимались в Дании, а не где-то еще.