Процесс нормализации армяно-турецких отношений существенно меняет баланс сил на Южном Кавказе, непосредственно отражается на непримиримой конкуренции США и ЕС с Россией, на южнокавказской политике этих сил, а также взаимоотношениях официальных Еревана и Анкары с последними, приобретая тем самым региональное значение.
В это время Грузия, теряя свою прежнюю значимость для сил, борющихся между собой за влияние на Южном Кавказе, встает перед вопросом пересмотра своей позиции по отношению к Армении, Азербайджану и Турции. Невольно меняются и первоочередности, предопределяющие процесс развития турецко-азербайджанских отношений.
Очевидно, что с изменением первоочередностей значительно ограничиваются возможности Баку постоянно угрожать Еревану, опираясь на безоговорочную поддержку Турции, как и возможности Анкары использовать азербайджанскую угрозу в качестве дополнительных рычагов воздействия против Армении.
По всей вероятности, ограниченность возможностей вывела из равновесия Азербайджан, который ведет себя разнузданно со своим «старшим братом», забывая о несовместимости своенравности с политикой.
В смысле своенравности речь, в первую очередь, об образе действий Баку, который 15 октября пригласил в МИД временного поверенного посольства Турции в Азербайджане и через него официально предупредил Анкару по поводу «оскорбления» азербайджанского флага во время футбольной встречи с Арменией.
Как известно, во время футбольной встречи, проведенной 14 октября в Бурсе, на которой присутствовал также президент Армении, было запрещено появление азербайджанского флага на стадионе. На следующий день, кроме приглашения в МИД поверенного Турции, в аллее Шехидов в Баку были убраны все турецкие флаги. То же самое было сделано с флагами, развевающимися перед зданиями действующих в Баку турецких компаний.
Кроме флагов в аллее Шехидов, были убраны и колонны. Турецкая газета «Бугюн» в номере от 20 октября в статье под названием «Хотя бы кладбища тоже разобрали» отметила, что в этой аллее были похоронены палачи армянского народа - воины дяди Энвера - Нури-паши, которые «отдали свою жизнь во имя независимости Азербайджана».
Эта турецкая газета задает вопрос: «Если Турция вдруг решит ответить Азербайджану, то смогут ли азербайджанцы выйти из этого положения?», и тут же отвечает: «Вы можете быть разнузданными по отношению к турецкому правительству, президенту страны, однако не можете оскорблять наш флаг. Высокопоставленные лица Азербайджана говорят, что флаги были сняты из-за ремонтных работ, однако пусть они не думают, что мы проглотим эту фальшивку. Трудно простить братьев азеров, которые, став узниками эмоций, убрали из аллеи Шехидов наш флаг. В то время как мы научили их уважению к нашему флагу».
Согласно информации Общественного телевидения Турции, снятие турецкого флага в аллее руководители Азербайджана объяснили действующим в стране законом «О Флаге». Однако на днях за этим последовало снятие флага расположенного в той же аллее представительства религиозного ведомства Турции. На эти действия Турция отреагировала нотой, о получении которой в тот же день распространило сообщение МИД Азербайджана.
Примечательно, что еще в апреле, после распространения совместного заявления Армения-Швейцария-Турция, азербайджанские власти в качестве противодействия, под предлогом ремонтных работ, закрыли мечеть, построенную религиозным ведомством Турции, расположенную в аллее Шехидов, которая закрыта по сей день.
Безусловно, противоречия между Азербайджаном и Турцией не ограничиваются армяно-турецкими протоколами. Например, в то время, когда Турция сближалась с Сирией и улучшала отношения с Исламской Республикой Иран, Азербайджан последовательно выражал свою готовность присоединиться к антииранской коалиции, возглавляемой США, а в вопросе Сирии он ориентировался, принимая за основу отношения Вашингтона.
Более того, Турция обостряет отношения с Израилем, Азербайджан же поддерживает последнего и всячески уклоняется от установления отношений с «Турецкой республикой Северного Кипра», категорически отвергая упорные требования «большого брата».
Иначе говоря, турецко-азербайджанские разногласия не новость в отношениях двух стран. Просто армяно-турецкие протоколы придали им характер противоречий, и как написала турецкая газета «Хюрриет», стали причиной того, что дало трещину понятие «одна нация - два государства».
Перевод: Гамлет Матевосян