Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Торжества выдвиженцев

Претенденты в кандидаты выжимают из походов в Центризбирком и сопутствующих съездов практически все пиар-возможное.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАнатолий Гриценко подал документы для регистрации в качестве кандидата на пост президента Украины
Анатолий Гриценко подал документы для регистрации в качестве кандидата на пост президента Украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
19 октября 2009 года населению Украины стало понятным, что источник подпитки кандидатов в президенты вовсе не иссяк, как того многие скептики опасались. Вот где настоящий клондайк для повышения соцстандартов!..

19 октября 2009 года населению Украины стало понятным, что источник подпитки кандидатов в президенты вовсе не иссяк, как того многие скептики опасались. Вот где настоящий клондайк для повышения соцстандартов!.. Даже первая группа кандидатов на главную булаву нашей державы дала понять, что все будет «по-богатому» и помпезно, а также «политтехнологично» до предела: программы — ничто, имидж и телекартинка — все!

С места — в карьер!..

Первым появившимся в Центризбиркоме претендентом на кандидатство оказался мало кому доселе известный юрист Олег Рябоконь. Теперь фото этого смельчака, сумевшего, кроме необходимой декларации и заявления об участии в президентской гонке, принести в ЦИК еще и квитанцию об уплате залоговых миллионов, гуляет по СМИ. Тоже реклама по-своему…

Правда, в дебютантах предвыборной президентской борьбы юрист Рябоконь будет не единственным.

Следом в ЦИК пришел народный депутат и экс-министр обороны Анатолий Гриценко. Судя по всему, он планировал быть первым, поскольку брендируется под лозунгом «первый непроходной», но стал лишь вторым. Зато дал на телекамеры по-военному исчерпывающую информацию об источниках своего похода в президенты: дескать, люди прислали — кто 10 гривен, а кто и 10 тысяч… Следующий претендент Арсений Яценюк тем же телекамерам долго объяснял, что, дескать, даже в руки купюры не брал — просто перечислил их с депозитного счета.
Примечательно, что многим кандидатам приходится в какой-то степени оправдываться: мол, никаких денег от олигархов на избирательные кампании не будет, все средства, само собой, из категории заработанных и задекларированных… Логичен вопрос: а как могло быть иначе?..
Петр Симоненко (его можно считать председателем лиги ветеранов президентских гонок — он участвует уже в третьем забеге!) и Олег Тягнибок до обсуждения с журналистами финансовых вопросов не опускались, поскольку их выдвигали партийные собрания (съездами эти мероприятия вроде и не назовешь, поскольку вопрос, как правило, рассматривается один и одобряется единогласно). Таким образом, источники поддержки этих кандидатов остались неизвестными, спрятанными за штампованной формулировкой «партийная касса».

Слезы капали…

Десятитысячный выставочный центр не смог вместить всех, кто прибыл в Киев из разных уголков страны на выдвижение Владимира Литвина. Пригласительные билеты в зал были снабжены схемой парковки у Центра, которая складывалась специальным «домиком». По сцене под музыку Георгия Свиридова «Время, вперед!» (кто помнит: в советские времена эта тема была заставкой информационной программы «Время») прыгали танцоры и акробаты со знаменами в руках, на которых время показывало без десяти одиннадцать и красовалась надпись «Час Литвина». И тут произошло либо совсем непредвиденное, либо запланированное политтехнологами: Владимиру Литвину вынесли вышитый рушник. Вначале его отдала в руки виновнику торжества одноклассница, но затем этот рушник оказался уже аккуратно сложенным на трибуне. А Владимир Литвин, очевидно, сильно расчувствовавшись от веры в собственные президентские перспективы, минут пять-семь не мог с трибуны ничего сказать и вытирал рушником… слезы. Зал при этом, как по команде поднявшись, аплодировал лидеру Народной партии.

Кто бы сомневался: уже какой день эту мизансцену крутят во всех новостях!

На четвертом десятке…

Конечно, время еще есть, и за последнюю неделю октября и первую неделю ноября всякое может произойти. У политтехнологов с 19 октября — режим осадного положения и генерального наступления одновременно, посему ожидать можно куда более насыщенных восторгами и слезами сцен.

За всем этим, безусловно, тонет содержательный момент. О программах претенденты в кандидаты говорят все меньше, а перед телекамерами появляются все чаще. Робкие попытки поборников справедливости напомнить, что закон нынче куда суровее предыдущего — и о плакатах, биллбордах, ситилайтах и прочей наглядной агитации не мешало бы на время позабыть, ни к чему не привели. Какое там! Изощренные умы штабистов давно уже сделали так, чтобы агитация выглядела вроде бы как не агитацией вовсе, а… социальной рекламой. Но даже если бы и признали сии творения рекламой кандидатов (или пока еще — намерившихся идти в кандидаты!), то наказать их можно, лишь слегка пожурив — оказалось, что никаких санкций для этого не предусмотрено, и снятие кандидата с выборов за нарушения положений закона в части рекламы — не более чем фантастика.

Что же до содержательной стороны первых робких попыток заявить о себе, то она не выдерживает никакой критики: популизм льется даже не рекой, а каким-то Ниагарским водопадом! Например, лидер БЮТа, проводя некое подобие репетиции съезда выдвижения под громким названием «Народное Собрание», призвала… избирать министров на общем собрании (чего? с каким представительством? на каких основаниях?), а людям в зале посоветовала «записываться в депутаты», добавив, что записываться можно будет и на другие «сладкие» госпосты — и заявки сдавать непосредственно Юлии Тимошенко. Естественно, всю оставшуюся часть «Народного Собрания» никто ораторшу уже и не слушал — все искали ручки и чистые листки бумаги, чтобы, как говорится, не отходя от кассы, записаться. Короткого мгновения было достаточно для того, чтобы понять: кто поскромнее — записывался в депутаты районного и городского масштаба, кто понапористее — претендовал на налоговиков и таможенников. Говорят, были и те, кто просился в правоохранительные органы… Кипу заявок унесла с собой охранная команда премьер-министра…

Итак, за оставшиеся две недели нам предстоит узнать, сколькими десятками будет исчисляться количество претендентов в кандидаты. Говорят, в букмекерских конторах (непонятно, кстати, работающих легально или нелегально?) наибольшей популярностью пользуются цифры трех десятков. Если так, то рекорд предыдущих выдвиженцев останется непобитым. Но наших политиков, похоже, не в пять раз больший залог напугал. Социологи уже поймали закономерность: чем больше выдвигающихся — тем больший электоральный процент будет голосовать против всех или вообще не пойдет на выборы. Грустный, но свежий и актуальный анекдот первой выдвиженческой недели: граждане нашей страны избирательного возраста действительно разделены пополам на два непримиримых лагеря — тех, кто не любит наших политиков, и тех, кто их ненавидит!..

Пиар превыше всего!

Меньше всего «народное выдвижение кандидата Тимошенко Ю. В. на Майдане» напоминало какой-то партийный съезд — во всяком случае, никто точно не знал цифры присутствующих (разброс мнений: от 50 тысяч до 250 тысяч) и уж тем более — голосующих. Напротив, закрытое от прессы партийное мероприятие «Регионов», где выдвигали Виктора Януковича, было по строгому партийным: называлось XII съездом Партии регионов при 592 голосующих делегатах. Но и там, и там торжествовали новые продвинутые пиар-технологии.
БЮТ пытался в который уже раз «повторить Майдан». Все было сделано для этого: тысячи людей еще с ночи ждали в автобусах под Киевом, на сцене пели звезды украинской поп-музыки, были салюты и праздничные танцы, мероприятие снимали 16 (!) телекамер. Но это была разница между документальным и игровым кино. Теперь уже совершенно точно известно: повторить Майдан невозможно… Не исключено, именно от осознания этого на глазах стоящей в лучах суперпрожекторов Юлии Тимошенко в белом пальто-вышиванке блеснули слезы (рукой смахнуть их лидер БЮТ не решилась, а только взмахнула головой). Но стойкости ЮВТ не занимать: она очень детально и подробно на протяжении битого часа еще «летнего времени» рассказывала, как будет заботиться обо всем и обо всех, став президентом, а еще вспомнила, как подрабатывала разгрузкой шин в днепропетровской юности…

В какой-то степени пародийный осадок остался и от действа «Регионов». То, что было видно с телеэкранов: делегаты съезда стоя прижимали к груди или держали опущенными вниз пластмассовые щитки с изображением лидера. Это — давняя традиция американских партийных съездов; единственная разница: там эти таблички держат на поднятых руках!.. Цветовая гамма этого съезда резко отличалась от «белого пятна» майдановской ночи: тут были все краски жизни с довлеющими сине-белыми тонами. Виктор Федорович жаловался, что против его команды мобилизованы «огромные финансовые ресурсы», но при этом среди стоящих рядом депутатов и делегатов съезда вряд ли нашлись бы те, кто воистину не сроднился с Луи Виттоном, Бриони или Армани… Правда, лидер ПР излучал в этот вечер (а после съезда сразу все поехали на прямой эфир «Интера» к Киселеву) уверенность: поговаривали, что социологи обрадовали его новыми цифрами с падением рейтингов у основных предполагаемых конкурентов…