Прошло больше года с момента российской агрессии против Грузии, однако угроза ее повторения по-прежнему сохраняется. Время от времени мы получаем новые сообщения о возможной подготовке нового вторжения. Трудно сказать, почему мы продолжаем об этом слышать. Может быть, против Грузии ведется информационная война, а может быть, на нее готовится новое нападение. Возможно также, Москва, таким образом, пытается дополнительно дискредитировать имидж Грузии как надежного партнера, или же речь идет о сочетании всех этих факторов.
Недавно российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр в своем интервью грузинской газете, предупредил о возможности новой войны с Россией. Фельгенгауэр – уважаемый и заслуживающий доверия эксперт, предсказавший августовскую войну 2008 года задолго до ее начала. Изначально он говорил, что Россия вновь нападет этим летом, однако на фоне визитов вице-президента США Джо Байдена (Joe Biden) в Тбилиси, президента Обамы и госсекретаря Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) в Москву Россия не стала предпринимать такой шаг. Потом наступила осень, а накануне зимы войну никто (или почти никто) не начинает. Однако Фельгенгауэр предполагает, что весной — вероятнее всего в апреле — Россия начнет полномасштабное вторжение в Грузию.
По мнению аналитика, Россию тревожит отсутствие прямых контактов с Арменией – ее союзником в Закавказье. У России есть в Армении важная военная база, однако у нее возникают серьезные проблемы с логистикой и поставками вооружений. Местные аналитики также подозревают, что Россия хочет вновь напасть на Грузию, так как недавно Москва обвинила грузин в поддержке «Аль-Каиды», что дает ей в ее собственных глазах основания для атаки. Представитель чеченской диаспоры Грузии Хизри Адамов считает, что Россия нанесет удар в Кахетии, где расположено Панкисское ущелье, якобы служащее убежищем для чеченцев и прочих исламских боевиков.
В Грузии также вызывает опасения недавно принятый в России закон об использовании российских вооруженных сил за пределами страны. Согласно ему, если Россия считает, что под угрозой оказались российские граждане, она вправе прибегнуть к силе для их защиты, в какой бы стране это не происходило. Еще одна недавняя поправка к российскому законодательству разрешает превентивное использование ядерного оружия. Нодар Натадзе, некогда бывший влиятельной политической фигурой, удивлен тем, что международное сообщество встретило этот закон полным молчанием. Он даже предлагает начать строительство в Грузии противоатомных бомбоубежищ и попросить в этом помощи западных союзников
Заверения грузинских властей не слишком обнадеживают. Заместитель председателя комитета парламента Грузии по международным делам Ираклий Кавтарадзе говорит, что нас защитит международное сообщество, и Россия не станет повторять того, что она сделала в прошлом году. Могут быть провокации, но не война. Однако все это – только слова, и никто не может гарантировать, что Кремль не попробует закончить начатое в прошлом августе. Он тогда открыто заявлял, что его главная цель – сместить администрацию Саакашвили, но этого не сделал, поэтому трудно сказать, что будет дальше. Москва неоднократно заявляла, что она не хочет, что бы грузинских солдат нормально обучали, готовили и вооружали современным оружием. С другой стороны США открыто говорят о поддержке Грузии. Заместитель министра обороны Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) подтвердил, что США поможет Грузии оружием и подготовкой.
Недавно Джо Байден заявил, что существуют два нерушимых принципа, которыми США не готовы жертвовать ни в коем случае: во-первых, в мире больше не будет никаких сфер влияния, и, во-вторых, любая суверенная страна вправе сама решать в какие союзы и альянсы она хочет вступить. Разумеется, в настоящий момент эта американская формула относится в первую очередь к Украине и Грузии. Однако, какой бы ни была позиция США, Россия непредсказуема. Политики могут говорить, что им заблагорассудится, но в реальности, имея дело с Россией, нельзя исключать никаких вариантов.