Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Панкисское ущелье вновь под угрозой?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГод после военного конфликта с Грузией
Год после военного конфликта с Грузией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время официальная Москва в связи c Панкисским ущельем делает заявления, вызывающие тревогу.

В последнее время официальная Москва в связи c Панкисским ущельем делает заявления, вызывающие тревогу. А совсем недавно представитель чеченской диаспоры Хизри Алдамов заявил, что Россия в этом ущелье собирается раздать российские паспорта, а на подступах к Кварели (на российско-грузинской границе) стоят российские танки. О существующей в Панкисском ущелье ситуации и об операции, проведенной в 2002 году, с «Квирис палитрой» эксклюзивно беседовал лидер партии «Альянс для Грузии» Ираклий Аласания.

- В 2002 году, в результате проведения контртеррористических и антикриминальных мероприятий, контроль над Панкисским ущельем был восстановлен. До этого ущелье контролировали перешедшие из Чечни военные вооруженные силы, которые проникли в ущелье вместе с беженцами.

Опасности, что Российская Федерация начнет искусственную паспортизацию, я не вижу, хотя опасность представляют те заявления, которые делает Федеральная служба безопасности России. Они заявляют, что Панкисское ущелье является гнездом «Аль-Каиды» и других террористических организаций и что отсюда происходит переброска их членов в Россию. Разумеется, я не могу воспринимать такие заявления как что-нибудь незначительное. Это информационная подготовка для специальных активных действий, поэтому необходимо принятие превентивных мер. В свое время, когда мы провели антитеррористическую и правоохранительную операцию, дали возможность дипкорпусу, иностранным организациям и представителям СМИ ознакомиться с ситуацией на месте. Аналогичные меры необходимы и сегодня. Этим действием мы развенчаем официальные заявления Москвы, доказательная база которых построена на якобы существующих документах.

- Может быть, вы вспомните антитеррористическую операцию, которой вы руководили?

- Не стоит скрывать того, что с 1999 по 2001 год Панкисское ущелье было криминальным анклавом. Юрисдикция страны на этот регион не распространялась. Так как в стране были тяжелые социальные условия, из-за границы, в частности, из стран арабского мира, в Панкисское ущелье делались финансовые инъекции, что удовлетворяло ограниченным потребностям проживающих там людей. Интенсивно строились мечети. Когда по инициативе США была организована антитеррористическая коалиция, было решено начать превентивные операции, чтобы Панкисское ущелье не превратилось в убежище для террористических операций. Тогда мне, как первому заместителю министра безопасности, было поручено руководство этой операцией. Нам оказали помощь спецслужбы США и Западной Европы. Ареал для сотрудничества мы предложили и Российской Федерации, чтобы ее деструктивное вмешательство было доведено до минимума. Тогда впервые состоялась трехсторонняя встреча для сотрудничества по вопросам безопасности. Американские, грузинские и российские спецслужбы создали новый формат сотрудничества. Главной задачей нашей национальной безопасности было очистить Панкисское ущелье от проникнувших из других стран военных группировок, в том числе, от чеченских отрядов.

- Насколько мне известно, в то время там находился и Руслан Гелаев.

- Были руководители и других группировок, но среди чеченцев лидером был Гелаев. Следует сказать, что чеченцы в Грузию попали не в результате боев. Отрядам Гелаева и других  чеченских бойцов регулярные подразделения Российской Федерации целенаправленно перерезали путь, чтобы вынудить их перебраться в Грузию. Кроме очистки Панкисского ущелья от военных группировок других стран, была и другая задача, - в Панкисском ущелье проблему создавали и криминальные группировки. Здесь были подозреваемые в сотрудничестве с террористическими организациями представители и эмиссары других стран, которые пытались пробраться на Северный Кавказ и совершали в ущелье мобилизацию финансового потока.

Тогда мы, министерства безопасности, внутренних дел и обороны очень слаженно сотрудничали. В результате этого сотрудничества были нейтрализованы граждане, подозреваемые в сотрудничестве с террористическими организациями других стран, а также были прекращены те нелегальные финансовые потоки, которые стекались в Панкисское ущелье. Был совершен демонтаж их информационных центров, которые были созданы в Панкисском ущелье. Когда мы добрались до информационных центров, мы были поражены - у нас не было таких технических возможностей, какими располагали некоторые группировки. Это были новейшие сателлитные, компьютерные, информационно-коммуникационные устройства.

Это была сложная и длительная операция. Российская Федерация, несмотря на то, что участвовала в некоторых мероприятиях, перелетами и бомбардировками постоянно пыталась мешать. Во время одной из бомбежек ее жертвой стала семья Отиашвили из Олтского ущелья. После спецоперации криминальная ситуация в Панкисском ущелье изменилась. Был освобожден иностранный бизнесмен Питер Шоу, а также испанские бизнесмены.

- Известны разные версии об освобождении Питера Шоу, вы обещали вспомнить несколько деталей по этому делу.

- Освобождение Питера Шоу - результат множества совпадений. Несмотря на то, что у нас была информация о том, что в его похищении участвовала панкисская группировка, в течение нескольких месяцев мы не смогли определить его местонахождение. Не скрою, что мы специально распространили информацию о том, будто знали о его местонахождении и собирались арестовать членов группировки. После утечки информации мы решили наблюдать, где и какие перемещения происходили. Этот метод оправдал, мы предполагали, что Питер Шоу находился в Панкисском ущелье. На самом деле он был совсем в другом месте, и уже после этого его перевели в Панкисское ущелье, чтобы чувствовать себя в безопасности. Здесь же произошло то совпадение, о котором я говорил выше: так как мы собирались их брать под арест, одна из групп северокавказцев пыталась покинуть Панкисское ущелье. Эта группа и похитители встретились на одной тропинке (это тогда, когда в Панкисском ущелье тысячи входящих и выходящих тропинок). И те, и эти приняли друг друга за сотрудников правоохранительных органов, и каждая из сторон открыла стрельбу. С обеих сторон были раненые. Питер Шоу, до которого ни у кого не было в этот момент дела, воспользовался положением и удрал.

- Тогда говорили о том, что Питера Шоу нашли сотрудники Министерства внутренних дел, но этот успех был приписан вам, так как похищенный оказался в вашей машине.

- В районном отделении Дуиси, к сожалению, не нашлось никого, владеющего английским языком. Я находился рядом, подошел к нему. Убедился в том, что это, действительно, Питер Шоу и забрал его, чтобы, не теряя времени, по дороге получить оперативную информацию непосредственно из его уст. Я передал Питера Шоу сотрудникам внутренних дел, которые ждали меня у въезда в Тбилиси.

- Как Гелаев покинул Грузию?

- Мы создали такие условия отряду Гелаева, что в Грузию им уже было не ступить ногой. Не хочу, чтобы кто-нибудь обвинил грузинскую сторону в том, что она передала отряд Гелаева российской стороне. Сейчас я уже могу сказать, что сами структуры охраны границы России были включены в эти передвижения, и, как мне известно, этот отряд с их помощью смог вернуться назад.

- Отряд Гелаева и раньше находился в Грузии и тогда покинул страну через Сванетию. Не знаете, что тогда случилось?

- Это было летом 2001 года, т.е. за год до того, как я был подключен к этому делу. Мне было интересно, и я лично говорил с Гелаевым об этом деле. Я спросил его, каким образом он оказался в Сванети. Он мне ответил: «Хотел вернуться в Чечню и продолжить борьбу за независимость, но руководство правоохранительных органов Грузии дали мне возможность перейти в Кабарду через Кодори, а также я хотел помочь грузинской стороне в восстановлении контроля над Абхазией». Вначале с такими намерениями отправился отряд Гелаева в Кодори, однако...

С Гелаевым у меня был очень тяжелый разговор из-за того, что он участвовал в военных действиях в Абхазии. Он признался мне, что тогда чеченцы и лично он совершили огромную ошибку. Когда он увидел, что чеченцы оказались оружием в руках ГРУ в действиях против грузин, и понял, в чем дело, более 21 дня они в Абхазии не задержались и вернулись в Чечню. Одним словом, воспоминаний много, но многое относится к разряду оперативной информации, о чем я не имею права говорить.

Перевод: Иосиф Бакашвили