И из Латвии, и извне получено довольно много затравок от «заинтересованных лиц»: информационный фон потеплевших российско-латвийских отношений нельзя портить статейками и высказываниями о том, что в России холодно, зима, царит генерал мороз. Лучше и предпочтительные писать комплименты: в России цветут персики, тепло и зеленеют пальмы. Не красноармейцы, а индейцы оккупировали Латвию. Совладав с националистами, Латвия пожнет сладкие плоды, выторгует отношение наибольшего благоприятствования в торговле. С нашей стороны по рельсам покатятся вагоны с товарами, а с Востока к нам повезут воск, мед и звериные шкуры.
Эхо потепления отношений со стороны Госдумы России прозвучало. Вице-спикер Владимир Вольфович Жириновский для решения проблемы неграждан предложил отколоть территории Латвии и Эстонии и включить их в состав России. Это якобы будет отвечать международным стандартам. Второй вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и другие поддерживающие «связи с соотечественниками» также выступили со злобными нападками и из-за притеснения неграждан в Латвии и Эстонии, и из-за героизации «гитлеровских приспешников», которая здесь якобы набирает силу, и из-за «беспрецедентно аморальных действий», направленных против «человека-героя Василия Кононова».
МИД Латвии нередко реагировал на подобные обвинения с бараньей кротостью. Это учреждение вначале рассматривает трибуну, с которой произнесены суровые и беспощадные слова. Ах, это же всем известный Жириновский! Мы же не будем каждый раз отвечать на то, что говорит этот политический шут! – шепчутся в наших дипломатических кулуарах. Потом внешнеполитические службы тщательно обнюхивают и еще органолептически проверяют языком, ощущается ли что-то «против Латвии», чувствуется аромат корицы или разящий запах навоза?
Пока МИД будет искать соответствующий «принятым международным стандартам ответ», любому умеющему читать уже понятно, что со стороны Жириновского&Co Латвия получила не «аллилуйя» в знак прославления оттепели, а ледяной душ. Жириновский, Слиска и другие – не «шуты» и не «безвредные создания», а вице-спикеры парламента России, очень высокие должностные лица. Жириновский о присоединении территорий Латвии и Эстонии говорил не на станции метро, а на организованном в Госдуме «круглом столе». Тут нельзя тихо терпеть и делать вид, будто из Москвы передают классический концерт, а не бьют в барабаны и стучат в тамтамы. Специалистам в сфере внешней политики известно также, почему Владимиру Вольфовичу так долго удается держаться вассалом Кремля вблизи коридоров власти, и почему он, политик со стремительно уменьшающейся поддержкой избирателей, по-прежнему ржавеет на высокой должности в Госдуме. Это потому, что «безвредному болтуну и клоуну» Жириновскому присуща полезная способность время от времени трезвонить и громко высказывать то, что официальный Кремль, экономя и не повышая уровень адреналина, не хочет «пускать в прямой эфир».
Если сравнить толерантность Риги и Москвы, то любой читатель может представить, какой осиный рой возмущения вырвался бы в воздух, здесь же из посольства России, если бы вице-спикер парламента Латвии Аболтиня позволила бы себе аналогично коллеге Жириновскому высказаться: мы не дождались от России и кружки тепленькой воды за потепление отношений, поэтому пойдем и возьмем назад Абрене.
(Абрене – город Пыталово в Псковской области; с 1920 по 1944 годы по условиям Мирного договора между Советской Россией и Латвией входил в состав Латвии. Латвия отказалась от претензий на Пыталовский район в 2007 году, подписав с РФ договор о границе. – Прим.переводчика).
Перевод: Лариса Дереча