Перевод статьи из китайской газеты Zhongguo qingnian bao от 18 октября 2009
6 октября российский премьер Путин лично провел совещание по вопросам приватизации федерального имущества на 2010-2012. "Мы рассматриваем приватизацию, как один из ключевых инструментов структурных реформ в реальном секторе экономики, улучшения конкурентной среды и привлечения дополнительных инвестиций".
Министр экономического развития России Набиуллина заявила, что по планам приватизации, со второй половины 2010 года, российское правительство начнет продавать акции портов, аэропортов и нефтяных компаний, что позволит привлечь в федеральный бюджет до 70 миллиардов рублей.
На том совещании Путин особо отметил, что на этапе нового витка приватизации в России, имущество должно продаваться по "фактической рыночной цене", без каких бы то ни было скидок. "В России больше не повторится бесплатная или льготная приватизация", - отметил он.
Путин считает, что во время первой приватизации были допущены серьезные просчеты, именно ее результатом стало появление в России олигархов. Какой же будет новая приватизации Путина? Какие возможности иностранным инвесторам, в том числе китайским она предоставит?
"Приватизация" – боль русского народа
Слово "приватизация" многие в России ненавидят, любят его очень немногие.
Указ об ускорении приватизации госсобственности российский президент Ельцин подписал 29 декабря 1991 года, тогда же российское правительство обнародовало основные принципы ее приватизации. В июне 1992 года глава правительства Ельцина Егор Гайдар развернул первый этап мер по экстренному реформированию экономики, это была "шоковая терапия", ставшая в том числе официальным началом приватизации. Предполагалось, что, отпустив цены и ускорив приватизацию госимущества, благодаря мгновенным реформам молодое правительство, возникшее после распада Советского Союза, сумеет осуществить переворот в общественном сознании, получит всеобъемлющую поддержку народа и укрепит основы нового режима.
Российские реформаторы тех лет полагали, что частная собственность – основа западного общества, они верили, что приватизация станет панацеей и для России, пологая, что приватизация в короткое время поможет избавиться стране от бюрократического контроля в экономике. Были и такие, которые выдвинули грандиозные планы по "продаже России", собираясь все принадлежащее государству, от винта до ядерных реакторов, передать в частные руки.
Однако результаты были слишком далеки от тех целей, которые были поставлены. Приватизация не смогла стимулировать рост доходов, она оказалось абсолютно неэффективной и спровоцировала рост социального неравенства. В результате приватизации 1992-2002 годов 10 процентов богатых россиян получили 32,9 процента от всех доходов населения, то время как на 10 процентов российских бедняков пришлось 2,3 процета. Приватизация была беспорядочной, и случилось так, что акции 500 крупнейших российских предприятий, реальная стоимость которых превышала 200 миллиардов долларов, были проданы за 7,2 миллиарда долларов.
Итак, десять лет российской приватизации не только не смогли обеспечить рост благосостояния российского народа, но ухудшили положение ряда российских предприятий. Приватизация не смогла привлечь иностранные инвестиции, по ее результатам наполняемость российского бюджета значительно сократилась, в равной мере не удалось достичь и социальной справедливости. Подвоя итоги: приватизация тех лет нанесла ущерб безопасности государства и стабильности общества, она стала лишь трамплином для становления класса российских олигархов.
Владимир Путин, ставший президентом в 2000 году, жестко взял власть в свои руки, сказав финансовой олигархии громкое "нет". Он ясно дал понять, что передача частным лицам полномочий контроля над имеющими стратегическое значение секторами – это серьезная ошибка, которая должна быть незамедлительно исправлена.
Вслед за этим Путин, нанося точные удары, уничтожил одного за другим медиамагната Гусинского, "крестного отца Кремля" Березовского и богатейшего человека России Ходорковского – чтобы другим неповадно было. В процессе борьбы с олигархическими структурами, чтобы не допустить дискредитации и манипулирования СМИ с их стороны, он даже прибегал к помощи службы безопасности и силовых структур. И после нескольких раундов борьбы он наконец-то научил этих, размахивавших руками на российской политической арене, олигархов молчать.
Стратегия "новой национализации", которую проводил Путин последние несколько лет, снова привела к созданию крупных государственных предприятий практически во всех стратегических отраслях. Это укрепило ведущую роль государства в экономике, а также эффективно сказалось на ее стабильности. Согласно последним подсчетам, российское правительство имеет долю в 5500 компаний, прямо или косвенно контролирует 45-50 процентов ВВП страны, это в среднем на 30 процентов выше общемирового показателя.
Но внезапно разразившийся международный финансовый кризис снова привел к сильнейшим экономическим потрясениям в России, в результате - дефицит – первый за последнее десятилетие. Кроме того, по заявлению российского Минфина, три ближайших года будут для России дефицитными. В тоже время, внешний долг российских банков и компаний превышает 400 миллиардов долларов. Все это говорит, что российскому руководству явно не хватает финансовых средств.
Именно для того, чтобы уменьшить дефицит бюджета и улучшить международную привлекательность государства уже в начале апреля этого года Путин впервые заговорил о новом раунде "приватизации", сказал в интервью журналисту издания авторитетный российский экономист. Однако эти планы длительное время не сообщались общественности. И вот 29 сентября на инвестиционном форуме в Москве Путин заявил, что правительство планирует ослабить вмешательство государства в экономику и управление бизнеса.
Путин также отметил, что в особых условиях вмешательство государства в экономику необходимо, однако сейчас, когда "самый сложный период для российской экономики позади, мы ослабим контроль, государственные компании будут постепенно продавать акции, стимулируя, таким образом, процесс приватизации".
Страны мира пристально наблюдают за новой российской приватизацией
В течение последних недель российские должностные лица, отвечающие за экономику, в целях осуществления нового раунда "приватизации" приступили к формированию общественного мнения. Так 22 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью американским СМИ заявил, что Россия может продать 75 процентов акций крупнейшей нефтяной компании страны, российское правительство собирается также продать неисследованные месторождения нефти, газа и цветных металлов, с тем чтобы собрать средства для помощи правительству в кризисных условиях. 29 сентября на Российско-сингапурском деловом форуме Шувалов подтвердил, что в условиях экономического давления российское правительство собирается приватизировать часть своих активов, список соответствующих активов уже сформирован. А российские СМИ недавно процитировали правительственный источник, согласно которому сейчас наилучшее время для приватизации правительственных активов, что поможет не только создать благоприятный финансовый баланс, но и продемонстрирует международному сообществу решимость российского правительства двигаться по пути либерализации рынка.
5 октября министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие две недели российское правительство примет решение, какие активы поступят в продажу в 2010 году. "Мы можем за пять лет снизить долю государственных активов до 40 процентов". Причем как написала газета "Коммерсант", в список на приватизацию попали "Сбербанк", "Роснефть" и другие крупнейшие российские компании. Все это подогрело пристальный интерес заинтересованных лиц в Европе и Азии.
Учитывая относительно благоприятную экономическую обстановку в Азии, новый раунд российской приватизации может стать для них плацдармом для наступления в России. <…> Так, как написала 8 октября газета "Новые известия" компания "Русал" продаст часть акций Китайской алюминиевой корпорации Chinalco в ходе запланированного на декабрь этого года IPO на Гонконгской фондовой бирже. По данным газеты, китайская Chinalco – наиболее вероятный покупатель акций "Русала", переговорный процесс уже запущен.
Сейчас можно предположить, что новый раунд российской приватизации даст возможность инвесторам из разных стран, включая Китай, войти в энергетический сектор российской экономики.