Слово «соотечественник» носит какое-то удивительно доброе, родное и одновременно немного грустное значение. Я долго пытался найти соответствие этого слова в других языках. И ни в одном не нашел, чтобы оно звучало так емко, как в русском языке.
Родная речь
Несколько дней назад в Вильнюсе состоялось большое и значимое для русского мира событие – «Региональная конференция российских соотечественников, проживающих в странах Прибалтики». 77 делегатов в течение трех дней могли радоваться друг другу и говорить. Говорить везде: на заседаниях, секциях, в номерах гостиницы Conti, в фойе, коридорах, кафе. Так могут говорить только русские люди. После знакомства сразу выкладывать свои беды и идеи. Уметь переживать, удивляться. И, конечно, спорить.
Пообщавшись с самыми разными людьми, начиная от дипломатов и кончая скромным учителем из эстонской глубинки, мне удалось сделать несколько выводов. Прежде всего, положение наших соотечественников в трех Прибалтийских республиках неравнозначное. И даже среди самих членов делегаций мнение о нем сходится не во всем. Например, жизнь соотечественников в Литве я никогда не воспринимал как обостренную. Но делегат Р.Муксинов думает иначе. Он обеспокоен, что русских детей все чаще отдают учиться в литовские школы. Что в русских школах снизился уровень преподавания родного языка. Все это неблагоприятно отражается на преемственности поколений. Даже число проживающих в Литве русских – 220 тысяч – значительно, по его мнению, занижено.
Вообще, о сохранении русского языка и русской культуры говорили очень много и с разных точек зрения. И. Арефьева, представитель «Живого колоса», рассказала о том, как по крупицам собирается информация обо всем самом значимом, что было создано русскими в Литве. Известный филолог П. Лавринец предложил, чтобы на зданиях, где жили знаменитые русские люди или проходили важные события, висели таблички с краткой информацией. Секретарь Координационного совета российских соотечественников Эстонии А.Красноглазов с горечью поведал, что многие русские дети, хотя и говорят по-русски, но не могут писать и читать. В эстонских школах начинают изучать русский язык только с 6-го класса. Но главная проблема, что сокращается количество уроков русского языка, закрываются русские школы, ощущается нехватка преподавателей. Некоторый оптимизм можно было услышать только от Л. Смирновой, представителя Ассоциации учителей русского языка Латвии. Если, конечно, это можно назвать оптимизмом: «Русский язык имеет будущее. Но этого еще не знают».
«Я русый, я русский…»
Конечно, не обошлось на конференции без обсуждения правовых аспектов русских Прибалтики. Общий тон задал председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по связям с соотечественниками А. Островский. Он признал, что до сих пор дискриминация русского населения в Прибалтике еще существует. Ситуация не изменилась и после того, как страны вступили в Европейский союз. А Парламентская ассамблея Совета Европы не приняла ни одного юридического документа, осуждающего политику латвийских и эстонских властей. Что касается Литвы, по словам А. Островского, «здесь не созданы идеальные условия, но ситуация лучше, чем в других республиках».
Более жестко охарактеризовал положение в Эстонии председатель молодежной организации Siin (в переводе с эстонского – «Здесь») Игорь Иванов. «У нас все забрали, и теперь хотят это закрепить. Программа интеграции русскоязычного населения - попытка заставить общество думать одинаково, по-эстонски. В Эстонии молодежные организации не могут работать в школах. Их изгоняют Министерство образования и спецслужбы. Созданы условия, при которых ассимиляция русской молодежи происходит почти добровольно: они стесняются русских корней, меняют фамилии, стараются говорить только по-эстонски. Но конечно не все, а "сильно интегрированные". Даже «Бронзовая ночь» не объединила всех русских людей. Они поняли, что никому не нужны, хотя и были лояльны государству, и у них наступила апатия».
В.Гущин, делегат из Латвии, рассказал, что у них ситуация не лучше. И к старым проблемам постоянно добавляются новые. Особенно болезненно в русском обществе воспринимается попытка официальных властей сделать переоценку Второй мировой войны, умалить заслуги русского народа, признать его почти что агрессором.
Вместо эпилога
В числе делегатов конференции в Вильнюс приехал первый заместитель директора Московского дома соотечественника Алексей Михайлович Есипенко.
- Как в целом вы оцениваете работу конференции?
- Меня радует, что с каждым годом конференция приобретает конструктивный характер. Теперь решения воплощаются в реальные дела.
- На конференции была высказана мысль, что время работает против нас. Вы с этим согласны?
- Совершенно не согласен. Более того, время лечит экстремизм, декларирование, приводит к нормальному течению вещей.
- А чем вы объясните, что сегодня так мало молодежи? Правду говорят, что неблагополучно с преемственностью? Или молодежь просто не доросла до конференции?
- Если говорить о тех, кого мы объединяем – это Молодежная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС). В ней работают представители 42 стран. Это талантливые и сильные ребята. Пусть старшие люди сами себя спросят, почему они не отдают мандаты, чтобы на конференцию приехала молодежь. Или они думают, что умнее молодежи? Неправда. Нынешняя молодежь значительно продвинута в жизни. Если возвращаться к теме времени, у стариков время уходит, а у молодежи приходит.
- Вы согласны, что в Литве у соотечественников почти нет проблем?
- Я родился в Литве, и ее проблемы – это и мои личные проблемы. Литва проявила толерантность в отношении нетитульных наций, предоставив им возможность получить литовское гражданство. Правительство всегда хорошо относилось к пенсионерам и их защищало. Это заслуживает очень высокой и доброй оценки.
Есть проблемы людей. Ребенок, закончивший русскую школу, имеет меньше шансов поступить в вуз Литвы. Таких примеров много, когда молодежь поступала в Дании, Англии или ехала учиться в Россию.
- Русский язык действительно надо защищать?
- Защита русского языка и русской культуры – это изначально неправильная постановка вопроса. Мы должны просто предлагать русскую культуру любому желающему ощутить ее в себе. Когда обостряются отношения между людьми, появляются проблемы. Я ощущаю в себе частичку литовской культуры. И я не уверен, что ее надо защищать. Эти разговоры – немножко перебор.
- Многие из делегатов жаловались на разные проблемы, финансовые трудности. Но ничего, или очень мало предлагали. Почему?
- По-видимому, они отстали от стремительного движения жизни. По мере взросления начинаешь понимать, что главное – это человеческое общение. Если ты обрел друзей, ты никогда не останешься один. Если ты замкнулся в себе, вини себя. Есть друзья, есть понимание – ты состоялся.
- Расскажите немного о Московском доме соотечественников.
- Мы поддерживаем разного рода проекты. В основном связанные с русским языком и культурой. Но также оказываем помощь и предпринимателям, ведь мы – Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом. Конечно, когда бизнесмены становятся на ноги, то они должны отчислять определенные проценты от прибыли на развитие культуры.
- На конференции высказывалась мысль создать единый совет соотечественников Прибалтийских стран.
- Такой совет уже действует два года. Но об этом, по-видимому, не все знают. Его помогло создать Министерство иностранных дел России. Некоторые не понимают, что есть общая русскоговорящая духовность. Им везде надо видеть чиновников, комитеты и т.д. А мы со своей стороны готовы поддержать...