Происходящее в последнее время установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией затрагивает интересы не только этих двух стран. Этот процесс даже нельзя назвать просто региональным, ведь установление дипотношений между Анкарой и Ереваном важно как для Азербайджана и Грузии, так и для Запада.
Но, пожалуй, больше всего мировое сообщество интересует вопрос отношения к армяно-турецкому процессу России, как одного из самых заинтересованных региональных игроков на Южном Кавказе.
Москва всегда играла роль главного союзника Еревана. Стратегическое партнерство между Арменией и Россией обусловлено исторической дружбой двух христианских народов. Москва считает Армению своим главным союзником и партнером на Южном Кавказе, особенно после августовских событий в Грузии, когда Россия прервала всякие дипломатические отношения с Тбилиси.
Азербайджан же всегда придерживался политического баланса, находясь почти со всеми странами региона, Россией и Западом в одинаково ровных отношениях, исторически отдавая предпочтение Турции, как дружественной и братской стране.
Новейшая история сотрудничества России и Армении ведет отсчет с 1992 года, когда президенты России и Армении подписали Договор о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Армении. В марте 1995 года между двумя странами был подписан Договор о российской военной базе на территории Республики Армения. С 1992 года Армения, как и Россия, - член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Россия неоднократно оказывала финансовую помощь республике, находящейся в экономической блокаде с 1993 года, когда Турция, последовав примеру Азербайджана, закрыла свои границы с Арменией. В России проживает одна из самых влиятельных и многочисленных армянских диаспор в мире.
Теперь же, установление дипотношений между Арменией и Турцией стремительно меняет геополитическую конфигурацию Южного Кавказа. При этом многие наблюдатели высказывают мнение, что Россия может потерять влияние на Армению, так как после открытия границ с Турцией страна станет менее зависима в экономическом плане от Москвы.
Однако, скорее, Россия больше выиграет от налаживания отношений Армении и Турции, чем проиграет.
Армения никогда не станет доверять Турции настолько, насколько доверяет Москве. Над двусторонними отношениями Анкары и Еревана всегда будет довлеть исторический дух: многовековое нахождение Западной Армении в составе Оттоманской империи, так называемый "геноцид" 1915 года, армянская революционная и террористическая активность в Турции.
Новейшая история тоже не изобилует теплыми воспоминаниями стран друг о друге.
В период военной фазы нагорно-карабахского конфликта Турция однозначно встала на сторону Азербайджана, что и явилось одной из причин закрытия границ с Арменией.
Российский же бизнес, занимающий достаточно серьезную нишу в армянском экономическом секторе настолько прочно врос в финансовую схему республики, что у турецкого бизнеса вряд ли есть возможность составить ему конкуренцию. Да и сама форма турецкого бизнеса в случае открытия границ будет носить скорее предпринимательский характер, в противовес масштабным российским проектам.
При этом Армения, открыв границы с такой крупной и налаженной экономикой как турецкая, перестанет нуждаться в постоянной донорской помощи России.
Очень важно, что внушительные инвестиции России в малое и среднее предпринимательство в Армении окупятся быстрее, если вырастет платежеспособность армянского населения, в связи с открытием армяно-турецких границ.
Еще одним пунктом экономических выгод Москвы станет перераспределение потока армянских гастарбайтеров из России на территорию Турции и освобождение этой ниши для российских рабочих.
С другой стороны нормализация армяно-турецких отношений может вызвать некоторое охлаждение между Азербайджаном и Турцией и Россия может воспользоваться ситуацией для того, чтобы улучшить свои отношения с Баку.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 28 октября во время встречи с членами комиссии по внешним связям Великого национального собрания Турции затронул тему протоколов, подписанных между Турцией и Арменией. Глава Азербайджана сказал, что часть азербайджанских земель почти 20 лет находится под армянской оккупацией, Армения проводила на этих землях политику геноцида и этнической чистки. Поэтому чувствительный подход азербайджанской общественности к отношениям с Арменией должен быть оценен нормально. А основной причиной недовольства, существующего в Азербайджане, являются предположения, что с открытием турецко-армянской границы Армения выйдет из тяжелого экономического кризиса и ужесточит свои позиции на переговорах, сказал Ильхам Алиев.
В то же время президент Ильхам Алиев напомнил заявления глав государства и правительства Турции, а также председателя парламента о невозможности открытия турецко-армянской границы.
Учитывая неприятие факта нормализации отношений между Турцией и Арменией и опасения, что это негативно скажется на процессе переговоров по Нагорному Карабаху, в случае открытия границ Азербайджан может начать рассматривать Москву как одного из основных партнеров в регионе.
Очевидно, что Азербайджан нужен России, как один из самых важных стратегических партнеров на Южном Кавказе, геополитический центр региона и как страна, богатая энергоресурсами.
Российский "Газпром" уже предложил Баку покупать азербайджанский газ по цене в три раза большей, чем 120 долларов за тысячу кубометров, по которой азербайджанский природный газ поставлялся в Турцию. Азербайджан подписал контракт на поставку России как минимум пятисот миллионов кубометров газа в год. При этом верхняя планка поставок не ограничена, и их объемы будут увеличиваться по мере роста добычи газа в Азербайджане.
Учитывая все вышесказанное, Россия может приобрести стратегического партнера в регионе, не теряя давнего исторического союзника, и немало выиграть экономически от налаживания отношений Анкары и Еревана.