Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Германия празднует падение стены, но OSTальгия никуда не делась

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

Отличный фон для фотографии. – “Я был в Берлине! Стоял возле стены!”... Но многие ли из сегодняшних туристов знают, что в действительности стояло за эффектным граффити?

Знаете ли вы, что за люди изображены на этой стене?

Мужчина: Горбачев, нет?
Женщина: Нет, это не он.

Некоторые туристы ответа просто не ЗНАЮТ, а вот немцы сами пытались ЗАБЫТЬ имена советского лидера Брежнева и восточногерманского лидера Хонекера (Honecker).

И тем не менее, некоторые решили не забывать прошлое. Даниэль Хельбиг (Daniel Helbig)жил в Восточной Германии, был так называемым “Осси”. Он родился и вырос в восточной части Берлина. Хельбиг решил напомнить немцам те хорошие вещи, которые Советский Союз привнес в их страну. Даниэль открыл гостиницу - машину времени для тех, кто испытывает “Остальгию”.

ДАНИЭЛЬ ХЕЛЬБИГ: Все, что вы видите, - настоящее. Мебель, радиолы. Все они работают. Я хотел продемонстрировать, что жизнь в ГДР была намного лучше, чем ее сейчас пытаются изображать. Все было не так плохо. В этом можно убедиться, побывав в 35 номерах моей гостиницы.

На улицах Берлина Даниэль также проводит работу по ознакомлению с ярким прошлым. Когда он едет на своем “Трабанте”, люди поворачивают головы. Для него эта наполовину пластмассовая миниатюрная машинка – приятное напоминание о восточной Германии.

ДАНИЭЛЬ ХЕЛЬБИГ: У меня было счастливое детство, и была счастливая юность. У меня не было проблем с Штази или полицией. Я был счастлив, ощущал единство с моими друзьями. У нас были общие цели и ценности. Сейчас мне этого не хватает.

Каждые выходные сотни людей арендуют “трабанты” для того, чтобы совершить поездку в прошлое. И лишь половина из них – туристы.

Для многих “трабант” – больше чем просто машина. Это был билет в свободу. Люди умудрялись прятать своих друзей и родственников в этой крошечной машине и бежать на Запад. Самые эксцентричные убегали на самодельном шаре - построенном, кстати, с помощью двигателя “трабанта”.

По официальным данным, при попытке бегства из восточного в западный Берлин убиты были, в общей сложности, 125 человек. Однако, по неофициальным данным, погибших было более тысячи.

Публицист и режиссер Конрад Вайсс (Konrad Weiss) никогда не пытался пересечь границу, но многие его друзья попали из-за этих попыток в тюрьму. Он был участником подпольного движения за “Берлин без стены”. Теперь, 20 лет спустя после ее падения, он абсолютно не испытывает никакой “остальгии”.
 
КОНРАД ВАЙСС, публицист: Я помню тот день. Мы пересекли границу с женой и дочерью. В ту ночь я написал статью, которую назвал “Первая ночь свободы после войны”. Война окончилась в 1945 году, но немцы не были свободны до ноября 1989-го.

Конрад говорит, что 20-летняя годовщина падения стены должна отмечаться как праздник не только в Германии, но и в России.

КОНРАД ВАЙСС, публицист: У меня смешанные чувства. С одной стороны, я осознаю, что советская армия освободила Германию от фашистов. С другой стороны, она принесла в ГДР сталинизм, диктатуру. Я рад, что все позади. Германия стала демократической, Россия стала демократической.

В понедельник Конрад будет у Бранденбургских ворот, когда канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев пожмут друг другу руки. Он верит, что это рукопожатие будет даже крепче поцелуя Брежнева с Хонекером.

Екатерина Грачева, RT, Берлин