Согласно сложившейся еще в советские времена традиции, десятого ноября деятели культуры и звезды эстрады поздравили работников милиции торжественным концертом.
"Этот праздник поистине всенародный, - цитата из анонса телетрансляции Первого телеканала. – Концерт на День милиции всегда грандиозен, поэтому самые лучшие артисты, певцы и юмористы считают честью в нем участвовать и стараются удивить зрителей чем-нибудь новеньким". Однако к этому концерту давно сложилось несколько ироничное отношение – как к своего рода форме коллективной взятки, которую мастера искусств спешат поднести полезным в повседневной жизни офицерам и генералам. Телекритик РС Анна Качкаева считает это не случайным:
- У меня возникает ощущение некоторого эстетического казуса. И вот почему. Отрасль стоит поздравлять, потому что в ней действительно всегда есть достойные люди, которые заслуживают, чтобы раз в год им сказали спасибо и спели для них. Но когда это делается в рамках нынешнего телевидения, когда в прямом эфире президент Российской Федерации, то воспринимаешь все это как некий месседж. Вот, мол, главные люди в стране, и власти хотят быть в этот праздник рядом с ними. В то же время вокруг события фон Интернета, милиционера-видеоблогера и всех остальных историй, которые сопровождают нынешнюю милицию. На экране нарядная нарезка из доблестных будней, которую режиссер трансляции почему-то не показывает крупным планом. Быть может, потому что там не только задержания преступников, но и другие подвиги стражей порядка: разгоны митингов, например. Зато, как всегда, присутствует хор, как всегда, бодрая инструменталка - немножко из истории, немножко из современности. Конечно же, музыкальный милицейский конкурс, во время которого молодые барышни и юноши в погонах поют милицейские песни. И все это называют душой милиции. И проникновенная ведущая, убеждающая всех в том, что здесь работают удивительные и невероятно талантливые люди.
- Вы хорошо знаете начальников российского телевидения, наверное, можете представить образ их мыслей. Им что, непонятно, какое впечатление все это производит на страну?
- Наверное, понимают, но в то же время они понимают, что страна живет в разных информационных режимах. Что концерт этот смотрят тысячи и тысячи людей в селах и поселках, где всего-то два канала. Для них это действительно оселок режима, устойчивости и стабильности, и, если угодно, неких связей с прошлым. Поэтому в идее праздника нет ничего дурного. Да и что плохого в том, что в новостях мы видим замечательных милиционеров - прекрасного Анискина из Ростовской области или милиционера-гаишника, который принимает роды? Или интеллектуала, который занимается поисками скрипок Страдивари. И все это тоже, вроде бы, правда, но… Это телевидение предназначено для массового, диванного зрителя, который не отягощен никаким информационным выбором.
Банальные тексты ведущих, незамысловатая музычка, примитивно поданная патриотическая составляющая, непритязательные тексты – такова творческая концепция концерта к Дню милиции, берущая истоки еще от советских времен. Вот что говорит на эту тему музыкальный критик Елена Черемных:
- Советская традиция оказалась живучей во многих своих параметрах, в том числе и при праздновании Дня милиции. Для того чтобы лучше понять его идеологему, стоит обратиться к истории празднования любого события и к ритуальному участию музыки в его рамках. Христианский календарь добавил к праздникам языческого календаря те, что связанны с рождением самого Христа и с рождением святых. Когда возникла советская власть, то до известной степени она себя позиционировала тоже как некий религиозный пантеон. Советский календарь был насыщен образами новых святых, одним из которых не могла не оказаться рабоче-крестьянская милиция. Канонизация милиции стала приобретать все более широкий размах. Так что эти концерты возникли не вдруг, а на почве чрезвычайно разросшегося аппарата музыкального вещания, который телевидением был подхвачен у сформировавшегося музыкального радиовещания на рубеже 60-80-х годов.
- Почему это музыкальное приношение новым святым выглядит так пошло?
- Оно не выглядело пошлым в те годы, когда музыкальная телевизионная составляющая была идеологическим ингредиентом, абсолютно отслеживаемым, абсолютно монопольно существующим, оплачиваемым из государственной казны. Профессионализм этих композиторов был бесспорен. В частности, автор самой знаменитой песни про милицию "Наша служба и опасна и труда" Марк Минков был учеником Арама Хачатуряна, имел вполне качественное музыкальное образование.
- Если я правильно понял, то поскольку сегодня у государства нет четкой идеологии, определения государственных задач, то это отражается даже на музыкальном празднике, Дне милиции.
- Тора сейчас пытается отлиться в какие-то новые формы, которые соответствовали бы новой идеологии. Но все это не может быть резко оторвано от традиций, привитых в советское время. Не все было плохо в структурах музыкального устройства советского времени. В них присутствовал мощный профессиональный элемент. Другое дело, что пошлые ассоциации у нас стали возникать тогда, когда само наполнение милицейских концертов стало исчерпываться личностью исполнителя. И больше практически ничего не предпринимается для того, чтобы милиция почувствовала общественно осмысленную форму благодарности, преподнесенную ей посредством музыки. Ничего этого она не получает. Даже непонятно, зачем люди собираются в зале? Неужто для того, чтобы посмотреть то, что можно увидеть и услышать в любом другом контексте, причем такого же ничтожного качества.
- Как можно эту ситуацию изменить? Где найти такую идеальную милицию, для которой звезды российской эстрады спели бы качественно иные песни?
- Любой разговор о музыкальной составляющей так или иначе задевает всю территорию культуры. А это вещь настолько глубокая, требует усилий нескольких поколений, что пока остается лишь развести руками. Каково общество, такова и милиция. Какова милиция, такие и исполнители и песни, которые они поют.