Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Олег Зарубинский: «Неприкасаемых у нас быть не должно

Олег Зарубинский, депутат фракции блока Литвина
Олег Зарубинский, депутат фракции блока Литвина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заместитель руководителя парламентской фракции Блока Литвина, зампред Народной партии Олег Зарубинский, известен как аналитик, всегда старающийся докопаться до сути явлений, в том числе и в политике. В эксклюзивном интервью корреспонденту «СН» он поделился своими мыслями по поводу самых острых проблем, стоящих перед страной.

Заместитель руководителя парламентской фракции Блока Литвина, зампред Народной партии Олег Зарубинский, известен как аналитик, всегда старающийся докопаться до сути явлений, в том числе и в политике. В эксклюзивном интервью корреспонденту «СН» он поделился своими мыслями по поводу самых острых проблем, стоящих перед страной.

«У нас не монархия»

— Олег Александрович, такое впечатление, что вопрос о снятии депутатской неприкосновенности возникает время от времени весь период существования Верховной Рады. Что характерно: его чаще всего поднимают именно накануне очередных или внеочередных выборов — будь то президентские или парламентские. На этот раз катализатором, кроме всего прочего, выступил так называемый педофильский скандал. Причем БЮТ уже заявил, что вопрос о снятии неприкосновенности не только с народных депутатов, но и с президента и судей является своего рода ширмой для «слуг народа», не желающих отказываться от своей неприкосновенности…

— Убежден, что отмена неприкосновенности народных депутатов, президента и судей должна быть определена не только законом, хотя такой закон просто необходим, и он будет принят, но это должно быть нормой мировоззренческой позиции. «Закон — один для всех!» Это что, просто лозунг? Когда президентская сила шла на выборы с этим лозунгом, они, очевидно, считали, что президент — это не один из всех граждан. А моя позиция: все одинаковы. И поэтому, когда Верховная Рада приняла в первом чтении и направила в Конституционный суд законопроект, в котором лишается неприкосновенности и президент Украины, очевидно, это раздражает тех, кто считает, что кто-то может быть и королем (королевой). Но у нас не монархия. Поэтому и президент, и депутаты, и судьи должны быть лишены неприкосновенности в той части, которая ставит их выше остальных граждан.

— Однако вам не кажется, что лишенный неприкосновенности депутат может столкнуться в своей деятельности с определенными рисками?

— Знаете, очень плохо, когда наличие или отсутствие депутатской неприкосновенности становится инструментом в предвыборной кампании, потому что тогда никто к этому серьезно подходить не будет. Мне кажется, что это серьезный юридический и мировоззренческий вопрос. Почему? Потому, что народный депутат Украины, которому избиратели дают полномочия отстаивать их интересы, во всяком случае, я в это верю, должен иметь такую возможность. Мне как народному депутату ежедневно приходит 35 — 45 писем. И вы знаете, в них не хвалят ни прокуратуру, ни правоохранительные органы, ни мафиози. То есть защита прав избирателей в 90 процентах случаев заключается в том, что я, извините за жаргон, на кого-то «наезжаю». И «наезжаю» на тех, кого мне можно бояться, — на коррумпированную прокуратуру, милицию, которая прикрывается мундиром, на конкретных предпринимателей, обманывающих граждан. Совершенно не исключено, что со стороны тех структур, от которых добиваюсь справедливости, я сам могу стать жертвой, когда мне просто что-то подкинут в карман, как это наши доблестные правоохранительные органы не раз делали. Следовательно, не Верховная Рада должна давать разрешение на привлечение меня к ответственности. Это исключается. Но когда суд докажет мою вину, только после этого я могу быть задержан и арестован. Потому что меня завтра за то, что я говорю, что прокурор, извините, сволочь и «крышует» теневой бизнес (а у нас это сплошь и рядом), они организуют так, что я буду сидеть в СИЗО четыре месяца. Потом они извинятся, потому что я не виновен, но я буду отвлечен от законодательной работы и отстаивания интересов своих избирателей из-за этого гнусного прокурора или какого-то полковника милиции.

— Но ведь и суд очень просто может принять решение о том, что вы виновны...

— Это уже сложнее, для этого нужно вступать в организованный преступный сговор. Нужно, чтобы и судья, и следователь, и прокурор, и адвокат повели себя таким образом, чтобы на «белое» сказать «черное». Поэтому, когда происходят предвыборные спекуляции на эту тему, депутаты должны думать: готовы ли они отстаивать интересы людей — или готовы стать, как многие сейчас и делают, глухонемыми, ничего не требовать, никого не защищать, а просто решать свои вопросы. Цель этого — стремление президента, чтобы депутаты были абсолютно без какого-либо иммунитета, а сам президент, влияющий на прокуратуру, СБУ, которые ему в рот смотрят, может при этом манипулировать теми или иными депутатами. И когда президент говорит без решения суда о том, что в Раде убийцы и педофилы, он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Потому что не окончено следствие, нет еще решения суда, а он уже зомбирует и прокуратуру, и правоохранительные органы, и суд, каков должен быть вердикт. Вот вам суть вопроса. Все остальное — все эти заявления, все эти вопли — носят исключительно предвыборный характер.

— Поэтому можно сделать вывод, что тот законопроект, к которому вы имели отношение и который направлен в КС, вас устраивает?

— Он, конечно, не идеальный, но, на мой взгляд, оптимальный. Суть в том, что и президент, и парламентарии, и судьи оказываются в паритетных условиях, то есть никто не может использовать прогнившую правоохранительную и судебную систему против другого института власти, и этот закон дает мне как депутату возможность выполнять свои функции. Потому что я все время мешаю нашей партизированной, политизированной, коммерциализированной правоохранительной системе.

— Но пример Лозинского показал, что пока будет решение суда, депутат десять раз может скрыться от правосудия. В чем же здесь равенство с другими людьми?

— Суть предложенного закона в том, что если сейчас, в соответствии со статьей 80 Конституции, без разрешения Верховной Рады депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, то с его принятием можно вести следствие, вызывать на беседу, использовать весь инструментарий доказательств вины. Впрочем, в рядах тех, кто сейчас громче всех кричит о том, что это неправильно, немало таких, кто стал, по сути, виновниками всех этих разговоров.

— Олег Александрович, сейчас в связи с эпидемией гриппа заговорили о возможности введения чрезвычайного положения. Насколько это реально? И не явится ли это проявлением желания действующего президента продлить свои полномочия?

— Вообще, ничего сложного в этой процедуре нет. Однако возможность для президента своим указом ввести чрезвычайное положение может быть следствием пандемии, а не эпидемии. То есть для такого решения должно быть признано, что это пандемия на очень серьезном уровне... Честно говоря, объявление чрезвычайного положения еще буквально несколько дней назад я считал совсем невозможным, но теперь вижу, что распространение болезни происходит, все новые и новые области преодолевают эпидемиологический порог. Поэтому если нужно будет объявлять чрезвычайное положение, то, очевидно, это надо будет делать. В то же время не хотел бы это связывать с чьим-то желанием еще месяц или два побыть в высоком кресле. По большому счету, ничего для этого человека от этого не изменится. Поэтому давайте отделять чье-то гипотетическое желание с помощью чрезвычайного положения еще побыть у власти и реальную необходимость или отсутствие необходимости объявления чрезвычайного положения в зависимости от того, как будет развиваться ситуация.

Где деньги лежат?

— Перейдем от правовых вопросов к экономическим. Вам не кажется, что новый Бюджетный кодекс, предложенный правительством, станет инструментом ручного управления местными бюджетами? Может быть, все же лучше оставить управление из центра?

— Как всегда, для разумных людей, а себя я считаю разумным человеком, нет ничего абсолютно черного и абсолютно белого. Есть и тут, несомненно, свои плюсы и минусы. Сама идея нового Бюджетного кодекса верна. Она заключается в том, что не областной совет должен утверждать, условно говоря, Жмеринке одно, Немирову — другое, а Песчанке — третье в зависимости от того, вероятно, насколько хорошо прислуживает местный начальник областному руководству. Это оптимальный вариант, когда максимально много бюджетов — с тем чтобы эти бюджетные отчисления зависели от реальной ситуации в конкретном городе или поселке. То есть идея, в принципе, правильная, она приближает бюджетную систему к источнику, откуда, собственно, налоги и берутся. Это система без посредников. Но осуществление этой идеи в предвыборный момент ставит много вопросов: не присутствует ли здесь стремление, чтобы каждый городской голова или руководитель местной общины зависел непосредственно от центра и за хорошее отношение к себе, конечно же, обязан был голосовать за определенную политическую силу? Это минус, а первое — плюс. Думаю, что нужно идти вперед. Но говорить о том, что новый Бюджетный кодекс, который все критикуют, очень хороший, тоже конъюнктура. С одной стороны, те, кто говорят, что не нужно ничего делать на пути приближения бюджета к тем, кто его формирует, занимаются ерничеством. С другой стороны, нельзя оставаться на позициях суперцентрализованного нынешнего Бюджетного кодекса, в котором появляется много соблазнов откатов и коррупции.

— Вы лично голосовали за новый Бюджетный кодекс?

— Я голосовал «за» исходя из того, что экономический и социальный плюс для меня больше, чем мои рассуждения об избирательной конъюнктуре. Повторю: идея правильная, она заслуживает внимания, но не очень хорошо, что она реализуется в преддверии выборов.

— Олег Александрович, вы удовлетворены тем, что ваш законопроект по повышению соцстандартов принят Верховной радой?

— Считаю, что он правильный. Ложь то, что на его реализацию нужно 100 миллиардов гривен. Почему? Вот заместитель министра Матвийчук говорил, что нужно 70 миллиардов, а Юлия Владимировна на следующее утро уже говорит, что нужно 100 миллиардов гривен. До этого говорили и 15, и 30, и 50 миллиардов. Все это ложь. Мне кажется, нужно не искать причины, почему нельзя выполнить установку парламентариев, а нужно искать деньги.

— И где же их искать?

— Я предложил где. Чья вина в том, что в стране 50 процентов всей экономики в тени? Власти, министерств экономики и финансов. Сократите теневой бизнес хотя бы до 20 процентов. Или другой момент: увеличивают на 30 процентов финансирование президента Украины в 2010 году по сравнению с нынешним, а финансирование Кабмина — на 17 процентов. И это в условиях кризиса! Так что ж вы кричите и плачетесь о деньгах? Вот где деньги нужно брать.

— По вашему мнению, насколько грязной будет избирательная кампания?

— А она уже грязная, разве вы не видите? Не знаю, что может быть еще более грязным, чем вещи, связанные с растлением и изнасилованием малолетних? При этом хочу сказать, что я не следователь, не прокурор и не знаю, правда это или нет. Но то, что это происходит уже в информационном пространстве как кампания, — скажите, что еще может быть грязнее? Разве что еще можно сказать о ком-то, что он каннибал и некрофил…