Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Десять мифов о жизни в социалистической Чехословакии

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗаводской цех
Заводской цех
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Семьсот тысяч человек на последних выборах проголосовали за коммунистов. Как минимум в два раза больше людей периодически вспоминают, как хорошо жилось при социализме. Но так ли было на самом деле? Почему чехи сожалеют о безвозвратно ушедшем социализме? MF DNES собрала самые частые вздохи и жалобы.

Семьсот тысяч человек на последних выборах проголосовали за коммунистов. Как минимум в два раза больше людей периодически вспоминают, как хорошо жилось при социализме. Но так ли это было на самом деле?

Почему чехи сожалеют о безвозвратно ушедшем социалистическом образе жизни? MF DNES собрала самые частые вздохи и жалобы.

1. Все было дешевле

Масло за десять чехословацких крон, литр бензина за восемь и пиво за 2,5 кроны. Многие до сих пор любят вспоминать эти цены.

Однако в воспоминаниях не нашлось места для одной  существенной детали – для зарплаты или пенсии, на которые вышеуказанные товары приобретались. В пересчете на сегодняшние зарплаты и пенсии за те деньги, как правило, можно было купить гораздо меньше. Например, на зарплату в 2400 крон в 1989 году вы бы смогли залить 300 литров бензина. На сегодняшнюю зарплату в 14000 крон, которая ниже средней, вы зальете 500 литров бензина.

Некоторые товары к тому же не подорожали вообще, а электроника или деликатесы даже стали дешевле. Больше всего выросла стоимость энергии и услуг – плата за воду и канализацию, например, возросла примерно в 50 раз. Однако средняя зарплата с тех пор стала где-то в 70 раз больше, а цены – даже меньше, чем в 50 раз.

И неправда, что при социализме ничто не дорожало.  Цены росли скачкообразно в среднем на 1-3% в год. Например, в 1982 году килограмм жареной свинины подорожал с 30 крон до 46 крон. «За таким параметром, как рост цен, конечно, следили», - говорит Яна Бондьова (Jana Bondyová), которая работает в чешском Госстате с 1966 года.

2. У всех все было одинаково

Никто никому не завидовал, все мы получали по 3000 тысячи крон на фабрике. Или нет?

И при ушедшем режиме разница в зарплатах была, хотя уравниловка была больше, чем теперь. Для сравнения: в 1970 году, когда средняя зарплата была почти 2000 крон, у каждого 50-го сотрудника зарплата была как минимум в два раза больше средней. В 2008 году – у каждого 10-го.

Но эти цифры не затрагивают теневую экономику, а ведь тот, у кого была возможность торговать мясом, овощами или стройматериалом, мог заработать гораздо больше. Вместо рынка работали знакомства и бартер. Нет нужных связей? Не повезло. Тогда некоторые товары для вас останутся недоступными.

Это правило касалось главным образом электроники, хотя менее счастливым гражданам приходилось стоять в очередях практически за всем. По-разному обеспечивались и разные регионы – в более выгодном положении были области с развитой тяжелой промышленностью, например Острава.

3. Я все равно никуда не езжу

Раньше мы не могли никуда уехать, но я и теперь никуда не езжу, потому что у меня нет на это денег, жалуются некоторые граждане с невысокими доходами.

Здесь ответ можно найти в покупательской способности. Сегодня путешествовать гораздо дешевле, хотя никакие специальные организации ничего для этого не делают.

Если в конце 80-х поездка на неделю в Болгарию стоила где-то 3000 крон (это средняя зарплата), то сегодня недельный отпуск в Болгарии на гораздо более высоком уровне обойдется примерно в 10 000 крон. За среднюю зарплату так можно отдохнуть два раза.

Если кто-то готов довольствоваться малым и не против организовывать все заранее, такой отдых может стоить столько же, как и двадцать лет назад, конечно, в пересчете на сегодняшние деньги.

И еще кое-что. В то время путешествие существенно удорожали «прочие расходы», связанные с возможностью вообще куда-либо выезжать. Это, например, разрешение на выезд или на покупку валюты, необходимое для поездок на Запад или в Югославию.

Такому путешественнику государство должно было разрешить купить валюту. Официально на каждый день можно было получить очень небольшую сумму, остальное можно было приобрести у спекулянтов, но гораздо дороже. Курсы различались в десять раз, но купленные деньги еще надо было переправить за границу. Если таможенники находили лишние деньги, их могли конфисковать, а путешественнику была прямая дорога к сотрудникам службы безопасности.

Именно поэтому сегодня старшее поколение не любит пересекать в целом открытые границы. К тому же без знакомств и взяток разрешение на приобретение валюты едва ли можно было получить.

4. У каждого была работа

Я был уверен, что меня не уволят.

Да, работать должен был каждый, иначе человек становился тунеядцем и, в конце концов, мог даже попасть в тюрьму. Но обязанность работать еще не говорит о том, что все действительно работали и хорошо получали.
 
Закон, обязывающий людей трудиться, вызвал искусственное отсутствие безработицы, производительность труда была сведена к минимуму. Все это вело к потере конкурентоспособности, и в конце 80-х годов ситуация в экономике приближалась к критической. «Возможно, если бы не «бархатная» революция 1989 года, режим все равно бы пал  в течение двух лет из-за проблем в экономике», - говорит историк Мирослав Ванек (Miroslav Vaňek).

«В гостинице «Пирамида» работало 227 человек, на самом деле было необходимо не больше 80 сотрудников», - вспоминает бывший руководитель отеля Вильям Сивек (Viliam Sivek).

Еще один миф: каждый, кто работал (то есть все), был обеспечен и практически ни в чем не нуждался. Согласно статистике, которую при социализме не показывали, в 1988 году у 8% населения зарплата не достигала даже 56% от средней зарплаты в стране. В Чехии жилось чуть лучше – таких людей здесь было всего 6-7%, а в Словакии – 10%.

5. Еда была хорошей и качественной

Сельхозпроизводители, продавцы и владельцы ресторанов в погоне за прибылью забывают о качестве.

Колхозы выполняли план благодаря огромному количеству используемых удобрений, которые делали почву менее плодородной. В 1987 году один гектар чехословацкого поля «проглатывал» почти 230 килограмм удобрений, в 2008 году в Чехии эта цифра снизилась до 110 килограмм. Сельское хозяйство в результате стало экологичнее.

Сейчас, по сравнению тем, что было до 1989 года, у потребителя больше информации о составе продуктов – теперь все указано на упаковке, а раньше мы могли только догадываться, что входит в то, что мы покупаем.

Чем закончится поход в ресторан, угадать было сложно. Выбрать заведение, где продукты не подменивали на менее качественные, было непросто. Разбавляли все, начиная с горчицы и заканчивая дорогим алкоголем. Бутылку пива, например, надо было посмотреть на свет, чтобы проверить, не помутнел ли напиток, потому что в то время пивовары практически не вкладывал деньги в развитие технологий. Сегодня отличить хороший ресторан от плохого проще.

6. Дороги были безопаснее

Сегодня отправиться куда-то на машине? Это безумие. В новостях каждый день сообщают о какой-нибудь аварии.

И хотя на первый взгляд статистика происшествий на дорогах пугает, на самом деле эти цифры не так уж и страшны. В прошлом году в результате аварий в Чехии погибло 1076 человек, это практически столько же, сколько и в 1979 году. Однако здесь есть существенная деталь – тридцать лет назад машин на дорогах было в три раза меньше.

Иначе говоря, сегодня вероятность того, что вы не вернетесь из «путешествия» на машине, стала гораздо меньше. В начале 70-х годов на 10 тысяч автомобилей приходилось 23 погибших, в прошлом году – 2,4 человека. Современные автомобили гораздо безопаснее своих предшественников, которые ездили во время социализма. К тому же до 1989 года в Чехословакии было необязательно пристегиваться ремнем безопасности.

7. К природе относились лучше. Не было разбазаривания.

Мусор сортировали, апельсиновую кожуру собирали, рекламными газетами не забивали почтовые ящики. Мы просто лучше относились к природе и не тратили зря то, что она нам дает.

Тем не менее, бывший режим не слишком экономил, и точно не был благоприятным для экологии. Невозможно, чтобы рыночная экономика относилась к природе хуже, чем настоящий социализм.

Воздух на севере Чехии и Моравии благодаря новейшим технологиям (раньше на них просто не было денег) стал намного лучше, реки стали чище, как и большинство канав и рвов, попавших в частные руки.

Но факт остается фактом: потребительское общество использует больше сырья. Например, потребление бумаги выросло примерно в три раза – в год на одного человека приходится 150 килограмм. Но чешские леса от этого не теряют, их, наоборот, стало больше, просто бумагу привозят из заграницы. Мусор, на самом деле, теперь сортируют лучше, потому что на смену официальным призывам и лозунгам пришли стоящие практически везде желто-зеленые контейнеры. К тому же чехи сортируют мусор, можно сказать, старательнее всех в Европе, и здесь, видимо, еще сказывается социалистическая привычка.

Воду, наоборот, сейчас расходуют попусту гораздо меньше. В 1989 году один человек в день использовал около 170 литров воды, в прошлом году – на 70 литров меньше. Здесь снижение связано с сокращением тяжелой промышленности и с внедрением новых технологий, свою роль сыграли ремонт водопроводов и рынок, так как с повышением цен людям пришлось экономить воду.

Кстати сказать, вы знаете, какой «ресурс» за двадцать лет подорожал настолько, что его перестали транжирить и стали ценить на вес золота? Это время.

8. Не было бедствий

Газеты сейчас только и пишут, что о катастрофах. Раньше их вообще не было.

Были. Просто коммунистические СМИ о них не рассказывали, потому что это было невыгодно. Например, первое небольшое сообщение о чернобыльской аварии в газетах появилось только через три дня после катастрофы. И журналисты не забыли упомянуть, что в других странах подобные инциденты происходят постоянно.

Однако информацию обычно скрывали и в тех случаях, когда трагедии происходили в Чехословакии. Когда 25 лет назад обрушилось одно из зданий предприятия «Mesit» и под развалинами погибли 17 человек, наши СМИ молчали. «Никто не знал, что точно произошло. Подробности трагедии мы узнавали из сообщений австрийского телевидения, сигнал которого у нас можно было поймать», - вспоминает одна из свидетельниц тех событий. Сотрудники предприятия обращали внимание на неудовлетворительное состояние здания, но никто этим не занимался. В тайне держали и другие вещи. «Статистику, где были данные о госплане, тоже скрывали», - говорит статистка Яна Бондьова.

9. Пенсии были больше

Старики всю жизнь работали, а теперь получают копейки.

Что, вы говорите, лучше? Наполовину полный стакан или, к сожалению, уже наполовину пустой? Точно так же можно смотреть на уровень жизни пенсионеров после 1989 года. Сейчас пожилые люди получают гораздо больше, если посмотреть на их доходы (пенсию) и то, что на эти деньги можно себе позволить. За двадцать лет (с 1988 по 2008 год) средняя пенсия выросла в 6,3 раза, цены – только в 4,9 раза. С материальной точки зрения жизнь стала лучше, существенно возросло и качество жизни, медицинская помощь, например, стала гораздо качественнее.

Пенсионеры не чувствуют этих изменений по ряду причин. Первые десять лет они жили «в минусе» - цены росли быстрее, чем повышались пенсии (особенно быстро дорожали товары, цены на которые раньше регулировались). Из-за высокой инфляции часть сбережений обесценилась, а возможности еще что-то накопить больше не было.

Пенсионеры нового тысячелетия, наоборот, находятся  в гораздо более выгодном положении (они могли что-то отложить, они застали существенный рост зарплат в 90-е годы и высокую индексацию). В середине 90-х годов к тому же соотношение между средней пенсией и средней заработной платой упало примерно с 60 % до 50%. Но в итоге человек с низкой зарплатой, выходя на пенсию, теряет минимум, а хорошо зарабатывавший человек получит меньше пятой части своей зарплаты. Две вещи за двадцать лет не изменились: уравниловка в пенсиях никуда не делась, те, кому сейчас тридцать, получат лишь жалкую долю своих нынешних доходов.

10. Я был молодым.

И все было лучше.

Это утверждение, возможно, рождает все остальные радостные воспоминания об ЧССР. Здесь не может быть никаких аргументов против. Да, хорошо быть молодым и здоровым, даже при социализме.