Сказанное на минувшей неделе правительствами Швеции и Финляндии «да» российско-германскому газопроводу Nord Stream, свидетельствует об абсолютной беспомощности внешней политики Эстонии.
В Эстонии трудно найти человека, который поддержал бы тянущийся по дну Балтийского моря, между минами и отравляющими веществами военных времен газопровод. Но так как газопровод является столь большими игрой и бизнесом, что отдельные личности при всем своем желании остановить не могут, у наших творцов внешней политики большие надежды были на предостережения об угрозах, предоставляемые доверчивым соседям. Но народ на сей раз ждал действий – настоящей внешней политики, разговоров с соседями и оказания влияния на них, а не только пустопорожнего разговора о замечательном сотрудничестве.
А на деле? На деле сейчас возникают лишь вопросы.
Куда подевались совместные доклады министров иностранных дел Балтии и Польши и мощные заявления по Nord Stream?
Почему мы ничего не слышали о совместных акциях «зеленых» партий Эстонии и соседних стран? И куда подевалось сотрудничество с другими родственными парламентскими партиями в прочем мире? Были ли распространены по всей Европе в тысячах экземплярах мнения наших ученых? Я об этом не слышал.
Почему мы ничего не знаем о межпарламентском сотрудничестве стран Балтийского моря и совместных заявлениях по Nord Stream? Можем ли мы выложить на стол кипу сообщений о том, что комиссия парламента по окружающей среде побывала, кроме Финляндии, также в комиссиях Швеции, Дании, Германии и других государств? Знакомила ли она повсюду с оценками наших ученых о действительных рисках для окружающей среды, связанных с газопроводом? Были ли при поддержке парламентов сведены вместе исследователи моря из разных стран, чтобы создать мощный консилиум независимых ученых?
Тотальное бездействие
И где были наши прежние и нынешние депутаты Европейского парламента, которым нравится громогласно вещать о своем искусстве лоббирования? Сколько и каких коллег смогли они ввести в курс о возможной угрозе для окружающей среды? На какие дела и решения они смогли повлиять?
Какие международные конференции организовало наше министерство окружающей среды, чиновникам которого нравится говорить о стратегии Балтийского моря и славном сотрудничестве? Министры окружающей среды скольких стран Балтийского моря, не говоря уже о премьер-министрах, были приглашены на эти конференции?
Почему мы не слышали по вопросу газопровода единого и громкого голоса президентов стран Балтии, часто общающихся между собой? Такого, что заставил бы отозваться эхом всю Европу…
Скучный песок и пустая окрестность, сказал бы поэт. К тоже же стало грустным символом, что соседи при нашем молчаливом согласии приняли свое решение по Nord Stream именно во время празднования годовщины падения Берлинской стены. Не строится ли сейчас новая стена?
Проживающая в Финляндии писательница и кинодеятель Имби Паю в интервью радиостанции «КуКу» предложила провести акцию против газопровода Nord Stream наподобие Балтийской цепи. У каких политиков она нашла поддержку?
После того, как Финляндия сказала «да», Имби с ее чуткой душой высказала мнение, что теперь мы здесь, на берегу Балтийского моря, будем измерять время по тому, что было до Nord Stream и что стало после. Боюсь, что эти слова могут стать правдой. К сожалению, свою роль в этом сыграли и наши беспомощные творцы внешней политики.
Перевод: Хейно Сарап