В этом году Европа отмечает 20 лет падения Берлинской стены. Латвии так же, как и другим изолированным за «железным занавесом» государствам и народам, падение Берлинской стены принесло долгожданное воссоединение со свободной частью Европы. Сегодня мы – государства-члены Европейского союза и НАТО, однако ожидавшегося смирения России с уходом государств Восточной Европы и Балтии из ее сферы влияния не произошло. Москва по-прежнему хочет восстановить зону особых интересов, влияния и уменьшенной безопасности. Только теперь это происходит другими способами, при использовании энергоресурсов как средства политического давления. Также Кремль пытается маргинализировать страны Восточной Европы и Балтии в рамках ЕС и НАТО, договариваясь о жизненно важных для нас вопросах в обход нас. Россия не медлит применять способы скрытого и открытого давления, такие как блокада поставок энергии, политически мотивированные инвестиции и манипуляции информацией в СМИ для реализации своей цели - поставить под угрозу наш трансатлантический выбор.
Вторжение России в Грузию латвийское общество восприняло с большим беспокойством. Латвийские политики и специалисты в сфере безопасности призвали НАТО немедленно взяться за разработку плана обороны Балтии. Плана до сих пор нет, и в Латвии, Эстонии и Литве усиливаются сомнения, действительно ли НАТО сможет нас защитить в критической ситуации. После решения президента США Барака Обамы не размещать систему противоракетной обороны в Польше и Чехии вопрос о гарантиях НАТО и реальной обороноспособности приобрел еще более срочное значение. В особенности это ощущение срочности усилилось после российско-белорусских военных маневров у границ государств Балтии. Факт, что эти маневры были еще более масштабными, чем те, которые прошли у грузинской границы незадолго до вторжения России в Грузию, заслуживает того, чтобы руководство НАТО уделило ему особое внимание. В особенности потому, что тяжелый экономический кризис, который переживает весь мир, открывает руководителям России самые неожиданные возможности для достижения своих амбициозных внешнеполитических целей.
В отношениях России и Европы важное место занимают вопросы энергетики. Смогут ли члены ЕС договориться об эффективной общей энергетической политике – это один из самых больших вопросов ближайшего будущего Европейского союза. После газового кризиса января 2006 года, когда ЕС начал осознавать, что общая энергетическая политика это стратегическая необходимость, началась работа над ее созданием. Пока результаты скромные, потому что часть стран-участниц хотят сохранить право на контроль над энергетическим сектором, и их энергетические компании-гиганты продолжают заключать двусторонние договоры на поставки газа. Об этих решениях не информируется Европейская комиссия, вместе с этим нет четкой общей картины энергетической мощности ЕС. Насколько уязвима Европа, беспощадно показал газовый кризис января 2009 года, но даже этот опыт только немного понизил национальные крепостные валы стран-членов ЕС.
Тем временем, Россия, которая воспринимает создание общей энергетической политики ЕС с большими опасениями, целенаправленно работает, чтобы при помощи метода «разделяй и властвуй» формировать привилегированные двусторонние отношения с крупнейшими членами ЕС. Газопроводы Nord Stream и South Stream – это большой стратегический успех России, потому что они соединят Россию с европейскими партнерами напрямую в обход ее ближайших соседей. До сих пор Россия могла позволить себе только кратковременные эмбарго на поставки, потому что и Западная, и Восточная Европа получают газ по одному газопроводу. При перекрытии поставок для ближайших соседей, перекрываются поставки и для западноевропейских государств, что существенно осложняет внешнюю политику России.
Новые газопроводы, которые в большой мере решают проблему газоснабжения Западной Европы, - это тяжелый удар по общей энергетической политике ЕС, потому что они уменьшают потребность стран-участниц срочно договариваться о ее формировании.
Дискуссия о послевоенной истории Европы - это один из вопросов, где сталкиваются взгляды Европы и России. Российские политики и дипломаты активно используют различные приемы, в том числе и экономическое давление, для недопущения того, чтобы осуждение тоталитарного коммунизма с вытекающими из этого политическими, правовыми и, возможно, также финансовыми последствиями заняло должное место в политике ЕС. В отличие от Германии, где после войны произошла денацификация, в России процесс дебольшевизации был приостановлен в самом его начале.
Стремление государств Восточной Европы и Балтии к исторической справедливости и к правде в России зачастую воспринимается явно враждебно. Госдума России даже планирует принять закон, согласно которому можно будет привлекать к уголовной ответственности каждого, кто поставит под сомнение российскую официальную историческую доктрину или выразит другое мнение! Это значит, что большей части европейских политиков грозит уголовная ответственность. Путин многократно подчеркивал, что Россия не возьмет на себя ответственность за совершенные СССР преступления в Восточной Европе, а в особенности в странах Балтии. В то же время он подтвердил свое уважение к героизму Сталина и выразил сожаление, что произошла величайшая геополитическая катастрофа 20-го века – развалился Советский Союз. Более 20% жителей России считают документальные доказательства «Мемориала» о масштабах террора недостоверными и признают Сталина вторым великим человеком в истории России. Поэтому я глубоко удовлетворена тем, что награда Европейского парламента 2009 года присуждена обществу «Мемориал», который борется за осуждение преступлений сталинизма и соблюдение прав человека в современной России.
Наблюдая нынешний регресс демократии в России, надо осознавать, что из-за краткосрочных интересов Европейского союза нельзя поддаваться искушению прагматизма, жертвуя ради него ценностями. Каждый раз, когда европейские политики отступали от основных ценностей, это приводило к драматическим или даже к трагическим последствиям.
Перевод: Лариса Дереча