В Узбекистане правительство защищает предприятия, которые в процессе выращивания хлопка используют детский труд. Те, кто предоставляет эту информацию международным СМИ, подвергаются нападкам со стороны властей.
Гражданин Узбекистана, Бахтыяр Хамраев, подвергся нападкам со стороны властей через несколько часов после того, как на сайте Би-би-си было опубликовано расследование о привлечении несовершеннолетних к работам на хлопковых полях. Бахтыяр Хамраев, будучи активным правозащитником, сам принимал участие в этом расследовании. Этот случай произошел в городе Джизак, в одном из районов, где выращивают хлопок. Журналисты компании Би-би-си, которым было отказано в разрешении на въезд в это постсоветское государство, поставили своей целью показать, как изменилась ситуация с использованием труда детей и подростков во время осенних работ. Это расследование проводилось спустя два года после международного скандала, когда западные компании производители и розничные распространители одежды отказались закупать узбекский хлопок до тех пор, пока ситуация не изменится. В прошлом году правительство Узбекистана заявило о принятии декрета, запрещающего использовать труд несовершеннолетних моложе 16 лет, выполнив тем самым требования двух международных конвенций против труда несовершеннолетних, которые эта страна уже подписала ранее. Заявление узбекского правительства было ответом на обвинения в свой адрес со стороны международной общественности в поощрении массовой эксплуатации труда несовершеннолетних. По экспертным оценкам к работе на хлопковых полях привлекалось до 450 тыс. детей, этот процесс сопровождался закрытием школ с сентября по ноябрь, и вывозом учеников на грузовиках в сопровождении полиции на хлопковые поля.
На сайте Би-би-си написано, что детям платили зарплату соответствующую 4 центам за каждый собранный килограмм хлопка, чего хватало лишь на скудное питание: хлеб с чаем на завтрак и обед и рисовый суп или макароны самого низкого качества на ужин. Мясо они видели редко. Часто не хватало питьевой воды и детям приходилось пить из ирригационных каналов, в которых они также и мылись. Хлопок является основной валютой в такой бедной стране, как Узбекистан. Недавно это государство заключило новые контракты с Россией, Китаем и Ираном, пришедшие на смену прежним договоренностям с западными партнерами, которые объявили бойкот узбекскому хлопку.
Правда, тот факт, что хлопок экспортируют в Китай, не исключает возможности попадания узбекского хлопка в торговый оборот западных стран, так как западным производителям и потребителям сложно определить происхождение первичного сырья. В расследовании Би-би-си, которое узбекское правительство отказалось прокомментировать, говорится, что многие узбекские производители хотели бы вместо хлопка выращивать фрукты и овощи, но правительство запрещает им это делать. Они также против эксплуатации труда несовершеннолетних, но, будучи не в состоянии обеспечить ту цену, по которой государство готово закупать у них хлопок, они вынуждены платить низкие зарплаты, не устраивающие взрослых людей.