Русских дискриминируют меньше, чем другие нацменьшинства в ЕС, а вопроса защиты прав русскоязычных нет в официальной повестке дня отношений между странами. Но страны Балтии в глазах российской общественности выступают как то место, где эти права грубо нарушаются, поэтому Кремль активно пользуется вопросом прав человека в Балтийских странах в своей политике.
Об этом сказал политолог Нериюс Малюкявичюс, один из авторов международного исследования "Гуманитарные аспекты внешней политики России в Молдавии, Грузии, Украине и Балтийских странах". Инициатор исследования – латвийский центр, а исполнитель в Литве – Центр геополитических исследований. Это первое подобное исследование, в котором анализируется влияние России в бывших советских республиках в гуманитарном аспекте.
По словам исследователя латвийского Центра политических исследований Восточной Европы Гатиса Пелненса, страны бывшего советского блока – это поле, которое Россия использует для демонстрации своей мощи. Россия по отношению к разным регионам применяет разные политические инструменты, часто использует шантаж и старается очернить их в глазах других государств.
По словам Малюкявичюса, на первый взгляд Литва кажется "счастливее" Латвии и Эстонии, поскольку в 1989 году был принят закон о предоставлении гражданства проживавшим в Литве лицам других национальностей. В то время русских в Литве было намного меньше, чем в других Балтийских странах. Кроме того, был принят достаточно либеральный закон, позволяющий нацменьшинствам учиться на родном языке. Российская армия ушла из Литвы раньше, чем из Латвии и Эстонии, меньше проблем было с границей.
Однако надежды политиков на нормальные отношения с Россией рухнули. "Кремлю до сих пор сложно осознать, что Балтийские страны - равноценные партнеры и суверенные соседи", – отметил исследователь.
Масла в огонь подлили мысли Сергея Караганова, опубликованные в одном из журналов МИДа в 1992 году, согласно которым, Россию с постсоветским пространством связывает особый интерес, а русских в этих странах надо использовать как инструмент для достижения интересов России. Через несколько лет тогдашний президент РФ Борис Ельцин сказал в США, что Москва может защищать права миллионов русских, которые живут в независимых странах. Вскоре министр иностранных дел Андрей Козырев упомянул, что в случае необходимости может быть использована и военная сила.
"Очевидно, что гуманитарная стратегия теперешней России на постсоветском пространстве зародилась не во время Владимира Путина. Однако с приходом Путина к власти, гуманитарному уровню придали большое значение. Пока ЕС и США наслаждались достижениями демократии и победой своей мягкой власти в Восточной Европе, новый президент России вернул к жизни политику жесткой власти. Она руководствуется принципом контроля бывшего советского пространства при помощи современных технологий".
Примером жесткой политики России можно считать военный конфликт с Грузией.
Россия, как указано в ее концепции внешней политики, намерена защищать права и интересы своих граждан и соотечественников, развивать и укреплять пространство русского языка и культуры, бороться с неофашизмом и попытками переписать историю и пересмотреть результаты Второй мировой войны. В обзоре внешней политики выделены следующие области гуманитарной стратегии: права человека, защита интересов соотечественников, консульская деятельность и сотрудничество в сфере культуры и образования. Первые два пункта выделяют как главные.
Кремль постоянно подчеркивает необходимость защиты русскоязычных в "ближнем зарубежье" и сомневается в том, что независимые страны могут обеспечить интересы и права этого нацменьшинства.
В международном пространстве в этом обвиняют Латвию и Эстонию, имя Литвы в жалобах, направляемых в разичные организации, не упоминается. Сами русскоязычные в Литве утверждают, что довольны своим положением. Согласно данным агентства EU-MIDIS за 2008 год, русскоязычные в ЕС ощущают наименьшую дискриминацию из 45 нацменьшинств.
Всего 12% русских в Литве признали, что сталкивались с дискриминацией. То же самое заявили четверть русских в Финляндии и Латвии, а также каждый второй русский в Эстонии.
Российское общество по этому вопросу придерживается иного мнения. Три года назад Левада-Центр спрашивал, в какой из бывших республик СССР больше всего ущемляют права русских. Литва оказалась на втором месте (60%), уступив первенство лишь Латвии (67%).
По словам Малюкявичюса, акцент на правах человека уходит корнями в советское время. Тогда Москва пыталась сделать этот вопрос международным, используя контролировавшиеся движения за права человека.
Постоянно повторяющиеся обвинения российских политиков якобы укрепляют стереотипы, касающиеся Балтийских стран. Страны нашего региона критикуют и чиновники высокого ранга. К примеру, в 2009 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал в интервью ВВС: "К сожалению, большая часть партнеров прикидывается, что нас не слышит. Мы почти 20 лет говорим о дискриминации в Балтийских странах. Ситуация не только радикально не меняется – именно отсюда поднимается новая волна ксенофобии в Европе".
Поэтому, как отметил исследователь, усилия России защищать права человека в Балтийских странах – это больше орудие политтехнологий и пропаганды, а не гуманитарная политика.