Российский президент Дмитрий Медведев на этой неделе выступил перед представителями политической и деловой элиты с ежегодным обращением. Его речь была основана на тексте, опубликованном два месяца назад и озаглавленном "Россия, вперёд!"; в том тексте Медведевым излагались разработанные им планы по радикальной модернизации экономического и общественного устройства России.
Вкупе эти два медиа-события как бы говорят нам о том, что Медведев - не просто подставное лицо, которому суждено тихо уйти в тень, уступив место своему предшественнику и некогда наставнику Владимиру Путину, ныне ставшему премьер-министром и, как подозревают очень и очень многие, вынашивающему планы на возвращение в президенты в 2012 году.
В этом конфликте задействовано нечто гораздо большее, чем личные амбиции. На наших глазах нарастает раскол правящего режима по идеолого-политическим соображением, что свидетельствует о близости эпохи напряжённого противоборства вокруг методов управления Россией. Объявив, что "Россия может и должна стать мировой державой на совершенно новой основе", Медведев положил в основу своих претензий на второй президентский срок свою же способность изменить жизнь в стране, что резко контрастирует с позицией Путина, списывающего проблемы России на иностранное вмешательство и заговоры.
Многие политики и авторитетные эксперты с пренебрежением отказываются слушать разговоры о разногласиях между Путиным и Медведевым, считая, что если они и существуют, то сводятся к одним только риторическим фигурам или же служат хитрым прикрытием, под которым Россия дрейфует в сторону авторитаризма, создавая в то же время видимость либерализации и модернизации. Именно такую тактику применял Путин в свою бытность президентом при возникновении конфликтов внутри Кремля - так он обеспечивал баланс и относительный мир между двумя главными фракциями в российских властных кругах (либералами, требовавшими рыночных реформ, и силовиками, стремившимися максимально укрепить центрообразующий авторитет государства). То, что оставил после себя Путин, - это пришедший на смену олигархическому капитализму экс-президента России Бориса Ельцина государственный капитализм бюрократического толка, основанный на семейственном слиянии власти и собственности. Путин раздавал посты в правительстве и права управления государственными корпорациями как либералам, так и сторонникам "жёсткой линии",
Именно с этим явлением, оставшимся России в наследство от Путина, сейчас пытается бороться Медведев. Президент неоднократно резко высказывался в адрес "смычки" бюрократов с предпринимателями, вследствие которой между ними делились доходы от совместного владения активами страны, в особенностями запасами энергоносителей и прочих природных ресурсов. Такая схема работы снижает и без того низкую производительность и невероятно низкий уровень профессионализма.
Медведев призвал сформировать абсолютно новую экономическую систему, в рамках которой Россия из "примитивной экономики, основанной на сырье и вездесущей коррупции", превратится в нечто большее. Во время своего президентства Путин не только не смог провести модернизацию обветшалой инфраструктуры энергетического сектора страны, но и упустил уникальную возможность потратить многомиллиардные государственные доходы на диверсификацию экономики.
Решающее значение имеет то, что планы Медведева по модернизации России не ограничиваются такими мерами, как консервативная консолидация государственной власти или же либеральные реформы, ведущие к приватизации и дерегулированию рынка. Его новая стратегия преследует в качестве цели ломку сложившегося в России традиционного отношения к вопросам власти и управления. Медведев пытается преодолеть проблему концентрации власти и денег не просто путём реформирования государственных и рыночных структур, а путём укрепления гражданского общества, которое в России, как он сам выразился, "слабое", а также путём повышения "уровней самоорганизации и самоуправления".
Радикальным моментом является то, что экономические и политические реформы Медведев считает производными от перемен в общественной жизни. Он хочет победить "вечные социальные беды", например, зависимость от тоталитарной государственности, патернализм, "юридический нигилизм" и разрушительную коррупцию, причём как финансовую, так и моральную (включая "интеллектуальную и духовную лень"). Беда при этом в том, что конкретные предложения Медведева по экономическим инновациям и политическому реформированию недостаточны, а его общий подход всё так же характеризуется сосредоточенностью на государстве.
В первую очередь необходимо предложить простым людям долю во владении ресурсами страны. Например, можно раздать гражданам ваучеры на получение высшего образования - даже государственные университеты сейчас взимают значительную плату - а также ввести основанные на реальных активах выплаты, например, в форме детских трестов или же единовременных пособий достигшим восемнадцатилетнего возраста, выдаваемых для совершения вложений в образование и недвижимость. Также следует рассмотреть передачу долей акционерных обществ сотрудникам и превращение управляемых государством корпораций в "учреждения общественных интересов", в которых прибыли будут реинвестироваться и распределяться среди работников, а не откачиваться инвесторами и бюрократами.
Второе. Правительство должно не ограничиваться обычными декларациями, а реально снять барьеры на пути к развитию жизнеспособного гражданского общества, в том числе - отсутствие свободных СМИ и официальное прославление государства. Правительство также должно предложить стимулирующие меры профессионалам, желающим объединяться в гильдии, цеха и тому подобные структуры, чтобы власть и ответственность переходила от государства к индивидуумам и организациям.
Вопрос в том, почему Медведев до сих пор не выполнил своих замечательных обещаний. Можно выдвинуть две взаимопротиворечивые гипотезы: во-первых, не исключено, что он - попросту винтик в машине управляемой демократии и служит псевдолиберальным прикрытием, под покровом которого в России идёт легитимизация авторитаризма. С другой стороны, возможен и такой вариант, что у Медведева действительно есть какие-то идеи, но он не пользуется достаточной поддержкой внутри страны, чтобы двигаться вперёд, а Путин не позволяет ему заниматься управлением страны, хотя уже полтора года как не является президентом. Нарастание раскола между ними по идеолого-политическим соображениям всё больше свидетельствует о справедливости второго варианта. Недавнее осуждение Медведевым тех, кто восхваляет наследие Сталина, - это ещё один удар по одному из фундаментальных принципов политического мировоззрения Путина (реабилитация советской символики). Похоже, что Медведев пытается предложить своё, альтернативное видение России, не основанное ни на западном либерализме, ни на панславистском национализме.
И всё же вероятность дальнейшей консолидации авторитаризма не испарилась. С другой стороны, сохраняется и потенциал обновления и демократизации. Недавние действия Медведева свидетельствуют об однозначном и нарастающем расколе между путинским лагерем и его собственным. Именно это соперничество и станет основным контуром будущих идеолого-политических дебатов в России.
Адриан Пабст читает лекции по политологии в Кентском университете (Великобритания) и работает научным сотрудником в Люксембургском институте изучения Европы и мира