Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕС не способен разблокировать мирный процесс на Ближнем Востоке

© ReutersПремьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху прибыл с кратким визитом в Париж.
Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху прибыл с кратким визитом в Париж.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что ЕС и США по-разному расценивают решение проблемы еврейских поселений, эксперты не считают, что Брюссель разблокирует мирный процесс и сыграет роль ведущего посредника в палестино-израильских переговорах.

Несмотря на то, что ЕС и США по-разному расценивают решение проблемы еврейских поселений, эксперты не считают, что Брюссель разблокирует мирный процесс и сыграет роль ведущего посредника в палестино-израильских переговорах.

После заявления главы МИД Франции Бернара Кушнера, что Израиль все меньше кажется партнером в мирном процессе, президент Николя Саркози на встрече с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху призвал палестинцев и израильтян вновь сесть за стол переговоров.

Однако Саркози добавил, что строительство еврейских поселений на Западном берегу, прекращение которого является главным требованием Лиги арабских стран и Палестинской автономии для возобновления мирного процесса, должно быть немедленно заморожено для достижения всеобъемлющего мира, пишет сайт Al Jazeera Net.

Слова Саркози, который также стремится к дипломатическому посредничеству между Сирией и Израилем, отличаются от позиции администрации США, которая считает, что проблема еврейских поселений не должна стать препятствием для возобновления мирного процесса, а наоборот, должна быть решена в рамках диалога палестинцев и Израиля.

Некоторые европейские аналитики считают, что позиция ЕС и США в вопросе поселений одинакова - они признают их нелегальными, однако между ними есть расхождение в том, как решить эту проблему.

Взгляды Европейского союза, занимающего более жесткую позицию по отношению к Израилю, чем Вашингтон, после террористических атак 11 сентября стали больше совпадать с США, особенно в том, что оба считают ХАМАС террористической организацией, не имеющей права на участие в мирных переговорах, считает Никола Пратт (Nicola Pratt), профессор по международной политике на Ближнем Востоке университета Уорик (University of Warwick).

"США и ЕС имеют различия в деталях мирного процесса, однако при этом оба поддерживают решение проблемы двух государств и считают ХАМАС террористической организацией. Поэтому различия в позициях ЕС и США по поводу вопроса поселений не изменят подхода Брюсселя к мирному процессу", - сказала Пратт.

Арабские страны, по мнению арабских СМИ, упустив шанс воспользоваться давлением США на Израиль, получили новую возможность добиться этого при помощи требований ЕС остановить поселенческую деятельность.

Евросоюз действительно смог бы сыграть существенную роль на Ближнем Востоке путем работы с третьими участниками мирного процесса, такими, как Сирия и Ливан, считает Клара Марина О'Доннелл, аналитик лондонского Центра Европейских реформ.

"Для того чтобы достичь мирного соглашения, необходимо региональное решение при участии различных игроков. А у многих стран-членов ЕС исторически сложились очень доверительные отношения с Ливаном, Сирией - важными и необходимыми участниками мирного урегулирования", - сказала Trend News по телефону О'Доннелл, эксперт по отношениям Европейского союза с ближневосточными странами.
Париж одним из первых в ЕС наладил отношения с Сирией, а также вовлечен в строительство первой атомной станции в Объединенных Арабских Эмиратах и является союзником правительства Саада аль-Харири в Ливане.

В отличие от администрации США, которая находится под давлением еврейского лобби, ЕС, имеющий исторически тесные политические связи на Ближнем Востоке, лучше понимает политику в регионе и взгляды арабских стран, поэтому требует прекращения строительства поселений, считает Авад Шамас (Awad Chamas), глава Европейского центра исследований по Средиземноморскому бассейну.

Совместные военные учения, проведенные между Израилем и США в октябре, показывают, что администрация Барака Обамы все больше склоняется на сторону Израиля, чем палестинцев, сказал Авад.

Однако европейские эксперты считают, что Евросоюз и США скорее сойдутся во мнении касательно поселений, чем усугубят различия между собой на Ближнем Востоке.

Поэтому посредничество в мирном процессе между палестинцами и израильтянами, несмотря на недовольство большинства арабских стран, по-прежнему сохранится за США. Причины эксперты указывают разные.

По словам Пратт, позиция ЕС в вопросе поселений не будет использована как эффективное давление на Израиль по крайней мере потому, что Брюссель предпочитает сохранить торговое соглашение с Израилем.

"Мирный процесс ЕС всегда старается поддержать путем торговых отношений с Израилем и выделения помощи палестинцам", - считает британский аналитик.

Товарооборот между Европейским союзом и Израилем за последние два года превысил 25 миллиардов долларов, одновременно Израиль является крупнейшим торговым партнером ЕС в Средиземноморье.

В рамках "Политики добрососедства" Евросоюз в период с 2007 по 2010 годы выделил Израилю помощь в размере 14 миллионов евро.
Брюссельский аналитик Шамас полагает, что ЕС смог бы использовать экономическое давление на Израиль и заставить смягчить позиции в поселенческой деятельности, если бы сам не находился под давлением США в ближневосточном перемирии.

"Помимо этого, Израиль согласится на посредничество только лишь США, поэтому без действий Вашингтона ни ЕС, ни Турция, ни арабские страны не способны изменить ситуацию в переговорах", - сказал Шамас.

Ведущий аналитик по израильской политике британского университета королевских отношений Chatham House Орит Гал (Orit Gal) считает, что если даже США оставят за собой роль главного посредника, в будущем мы можем увидеть увеличение роли ЕС в мирном процессе, что во многом будет зависеть от изменений структуры Союза


Усиление роли ЕС на Ближнем Востоке зависит от того, как будет выглядеть ЕС в плане институциональной структуры после учреждения должности президента и министра иностранных дел, сказала Гал.

19 ноября на внеочередном саммите страны-члены ЕС определят, кто займет пост первого президента и министра иностранных дел Союза, предусмотренные Лиссабонским договором, который может вступить в силу уже в декабре.

Структурные недостатки Европейского союза, по мнению британского эксперта О'Доннелл, остаются одним из препятствий для расширения его дипломатической роли на Ближнем Востоке.

"Слишком много времени нужно, чтобы 27 стран-членов ЕС смогли договориться и выступить с единой позицией. ЕС сам принижает свою роль, одновременно выступая с разными предложениями", - сказала О'Доннелл, аналитик по отношениям Европейского союза с ближневосточными странами.

Другой причиной, по которой шансы ЕС на посредничество малы, это недоверие израильского общества к заинтересованности Брюсселя в безопасности Израиля, полагает британский аналитик.

"В Европе это отлично понимают", - добавила она.

Разногласия между ЕС и Израилем в мирном процессе углубились после призыва летом верховного комиссар ЕС по внешней политике Хавьера Соланы установить определенные временные рамки для создания независимого палестинского государства и признать палестинскую администрацию полноправным членом ООН.

Однако министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, известный жесткой позицией в мирном урегулировании, отверг предложения Соланы, заявив, что диалог должен вестись без всяких предусловий.