Корабль французского флота «Мистраль» на следующей неделе посетит город Санкт-Петербург. Десантный штурмовой корабль, направляющийся в российский порт, который по-другому называют вертолетоносцем, пройдет узкий залив, соединяющий Северное и Балтийское моря, и минует порты НАТО - Гданьск, Клайпеду, Ригу и Таллин. Прошло всего 15 месяцев с тех пор, как Россия осуществила нападение на Грузию, во время которого, при посредничестве президента Франции Николя Саркози, было подписано соглашение о прекращении огня, и которое Россия ни во что не ставит. Несмотря на это, российско-французские отношения вновь вернулись в обычное русло. Хотя, миссия «Мистраль» заключается не только в посещении порта, это еще и коммерческий визит.
«Мы намерены приобрести во Франции один корабль типа «Мистраль», а также строительство четырех кораблей этого класса вертолетоносцев, при технической поддержке и лицензии французской стороны», - заявил первый заместитель командующего штабом военно-морского флота России, вице-адмирал Олег Бурцев 2 ноября, на состоявшейся пресс-конференции. Согласно французским источникам, сделка почти завершена. И действительно, заявление о сделке может быть сделано во время, пока «Мистраль» будет стоять в Санкт-Петербурге. Если сделка состоится, то это будет одним из самых масштабных случаев поставок оружия для России со стороны НАТО, и у этого процесса будут плачевные геополитические результаты.
Корабль класса «Мистраль» может перевезти 16 тяжелых и около 35 легких вертолетов, 4 десантных транспорта, 900 солдат и до 70 военно-транспортных средств, в том числе 40 танков. А также он может быть использован как центр управления и контроля.
С учетом нынешних экономических трудностей, поставка в Россию кораблей класса «Мистраль» в краткосрочной перспективе, может быть рассмотрена как удачный дипломатический ход. Многие западные страны отвернулись от России из-за ее грубых действий, но вместе с тем, не пожалели сил для того, чтобы разными скрытыми способами завоевать ее расположение. Поставка для устаревшего российского флота нескольких современных военных кораблей никак не уменьшит морского влияния Америки. И даже более того, центр внимания Америки полностью концентрирован на Афганистане, Ираке, Иране. Тем временем, идея вступления Грузии и Украины в НАТО отошла на второй план, а Запад поражен общей суетой, большинство стран которого не хочет роста волнений в своих странах.
Хотя, в среднесрочной перспективе такая дипломатия часто может приносить и противоположный эффект как внутри страны, так и за ее пределами. Готов ли официальный Париж для того, чтобы закрыть глаза не только на агрессию, но еще и наградить агрессора? Не обратить внимания на то, что Россия разорвала в клочья то мирное соглашение, которое составил и подписал ее президент? Принять военную помощь от грузинских солдат в Афганистане и в то же время поддержать неписаное эмбарго на поставку оружия в Грузию и заодно продать России высокотехнологическое оружие?
Из-за такого пассивного поведения Москва некоторое время будет говорить приятным голосом. На самом деле, она ничего не уступит. Напротив, цена ее удовлетворения все будет расти и, в конце концов, Кремль использует «Мистрали» для осуществления очередной агрессии, в результате чего Франция станет соучастницей этой агрессии.
К сожалению, как видно, у решения продажи в Россию кораблей класса «Мистраль» имеются более плохие основания, чем беспринципная экономическая политика и неверная дипломатия. Как заявил 9 октября премьер-министр Франции Франсуа Фийон, «партнерские отношения с Россией в военной сфере могут быть нескольких видов, начиная с военного сотрудничества и кончая тесным промышленным партнерством». К сведению читателей, за день до Бухарестского саммита Франсуа Фийон был против вступления Украины и Грузии в НАТО. «Так как, на наш взгляд, это не будет правильным ответом на существующем балансе сил в Европе, а также между Европой и Россией». Трудно себе представить, какую силу, по мнению премьер-министра, балансирует Франция, когда поставляет в Россию корабли класса «Мистраль». Хотя, никакого труда не стоит определить, что движет Россией при приобретении таких кораблей.
Несмотря на праздничном запуске в Карибском море корабля «Петр Первый» класса «Киров» прошлым летом и недавних обещаний президента России Дмитрия Медведева, что через десять лет слава российского флота будет возрождена, в ближайшем будущем российский флот будет оставаться в прибрежных водах, т.е. будет флотом, действующим в пределах своего дома.
Несмотря на риторику, Москва не собирается противопоставлять себя господству американского флота. Она больше заинтересована в предотвращении расширения НАТО на Восток и более длительным сохранением украинского порта в Севастополе, чем это предусмотрено арендным соглашением (срок которого завершается в 2017 году). Кроме того, Россия хочет, чтобы НАТО передумала в регионах Балтийского и Черного моря разработку и осуществление планов по защите стран-союзниц. В общем итоге, цель России заключается в том, чтобы вытеснить Запад из тех регионов, которые считает сферой своего влияния.
Предполагаемая авансцена военных действий Балтийское и Черное моря, и появления здесь нескольких «Мистралей» значительно поменяет картину. Командующий российским флотом, адмирал Владимир Высоцкий, об агрессии, осуществленной Россией против Грузии, в сентябре 2008 года заявил: «В августе прошлого года, во время конфликта такой корабль дал бы России возможность осуществить свою миссию не за 26 часов, а за 40 минут».
На следующей неделе запуск «Мистраля» в Балтийское море должен привлечь внимание не только стран-членов НАТО, расположенных на побережьях Черного и Балтийского морей, но и, в общем, всех членов НАТО. Поставка в Россию кораблей класса «Мистраль» может вызвать серьезные геополитические изменения, которые могут быть чреваты для существования самого НАТО. Соответственно, союзники по НАТО должны громко и понятно убедить Париж в том, чтобы процесс продажи «Мистралей» в Россию был прекращен.
Дэвид Дж. Смит является старшим научным сотрудником Потомакского института политических наук (Вашингтон) и директором центра анализа безопасности Грузии (Тбилиси).
Перевод: Иосиф Бакашвили