Представители шести мировых держав встретились в Брюсселе в пятницу, чтобы обсудить возможные меры против Тегерана за его отказ остановить деятельность по обогащению урана.
Европейский Союз заявил, что в переговорах приняли участие высокопоставленные дипломаты, представляющие пять постоянных членов Совета безопасности ООН и Германию.
В четверг президент США Барак Обама заявил, что в ближайшие недели шесть стран разработают пакет серьезных новых карательных мер. Он не сообщил никаких подробностей о возможных санкциях, которые будут рассматриваться.
В среду Тегеран дал понять, что не будет экспортировать свой обогащенный уран для дальнейшей переработки, тем самым отказавшись от последнего плана, разработанного при посредничестве МАГАТЭ и направленного на то, чтобы задержать Иран на пути к разработке ядерных ракет.
В рамках плана МАГАТЭ Иран должен был экспортировать свой уран в Россию и Францию, где он был бы обогащен дополнительно, преобразован в топливные стержни и возвращен в Иран примерно через год. Стержни могут быть использованы для приведения в действие атомных реакторов, но их нельзя легко превратить в материал для ядерных бомб.
На встрече в Брюсселе присутствовали директоры политических отделов министерств иностранных дел, сообщила представительница ЕС Криситина Галлах. Целью встречи было оценить обстановку, никаких конкретных решений не принималось, добавила она.
Соединенные Штаты были представлены заместителем госсекретаря Уильямом Бернсом (William Burns), а Россия - замминистра иностранных дел Сергеем Рябиковым.
В четверг министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки заявил о том, что санкции вряд ли нанесут вред Ирану, сказав, что в прошлом эмбарго было неэффективным, и что, по его мнению, новые эмбарго не будут наложены.
Тем временем, в Берлине, глава МАГАТЭ заявил, что надеется на то, что Иран не упустит возможность разрешить свой спор с международным сообществом.
“Мне бы не хотелось увидеть, как мы возвращаемся к санкциям, - заявил Мохаммед эль-Барадеи. - Потому что, в конечном счете... санкции не решают проблемы”.
Он добавил, что МАГАТЭ еще не получил официального ответа из Тегерана по поводу своих предложений, хотя иранские чиновники и заявили ему, что не будут посылать уран на обогащение за рубеж, если только сначала не получат обещанных топливных стержней.
“Ну, для меня это крайний случай недоверия, - сказал эль-Барадеи. - А мы тут на самом деле пытаемся заменить недоверие хоть какой-то степенью доверия”.