В столице прошла инаугурация, а вспышки насилия по стране не прекратились. Погибли два американских военных и 10 мирных жителей.
К нам включается из Вашингтона Дина Гусовски. Добрый день, Дина. Повезет ли Хамиду Карзаю в его втором сроке? Что по этому поводу думают в Вашингтоне?
Дина Гусовски: Ну, он конечно надеется, что все сложится хорошо. В связи с тем, что среди растущего насилия он избран на второй пятилетний срок, основной вопрос сегодня: как теперь его будут воспринимать?
Для разговора на эту тему ко мне присоединяется Малу Инносент (Malou Innocent) из Института Катона. Спасибо, что пришли.
Что меня больше всего поразило в речи Карзая, так это то, что он твердо заявил, что в течение двух лет из страны должны уйти иностранные частные компании и службы. Он сказал, что через пять лет Афганистан должен контролироваться исключительно афганскими войсками. Если посмотреть на то, что происходит в регионе сейчас, - как в Афганистане, так и в Пакистане, - насколько это реально?
Малу Инносент, старший научный сотрудник Института Катона: К сожалению, это не реалистично. Я хочу верить, что президент Карзай сможет победить взятки и коррупцию, которые захватили режим, но не похоже, что он сможет изжить зарубежных подрядчиков, оборонных подрядчиков, число которых сегодня превышает число американских военных в Афганистане.
Сейчас там порядка 68 тысяч военнослужащих, и от 74 до 78 тысяч частных компаний. Не верится, что он сможет аннулировать все контракты и выкинуть их из страны. Это первое.
Второе. Если вы присмотритесь к речи Карзая, она покажется вам очень знакомой. Мы уже слышали о том, как он хочет уничтожить коррупцию, разобраться со злоупотреблениями, непригодностью людей на местах, но честно, я не думаю, что это произойдет. Не стоит обольщаться.
Дина Гусовски: Карзай много говорил о реформах и о реализации реформ… сложно ли ему будет улучшить свой имидж, который был подпорчен за последнее время, сложно ли будет также убедить в том, что афганское правительство способно обезопасить страну?
Малу Инносент, старший научный сотрудник Института Катона: К сожалению, я думаю, что президенту Карзаю придется поддерживать нелегкое равновесие. Потому что с одной стороны, он вроде как хочет бороться с коррупцией. Потому что правительство, настолько сильно зараженное коррупцией, не может быть легитимным. Или взгляните на количество полевых командиров в его парламенте! Все это лишь стимулирует высказывания о том, что его режим – марионеточный. И в то же самое время, если он пойдет против этих вояк, ответственных за коррупцию, он пойдет против основы своей собственной власти. Так что в некотором смысле мы просим его совершить политическое убийство.
Дина Гусовски: Понятно. Интересно, что Барак Обама также сказал, что к концу своего президентского срока он хочет уйти из Афганистана. Он не хочет, чтобы его продолжатель получил в наследство эту войну. Является ли это заявление отражением решения, которое нам еще предстоит услышать? О количестве войск. Он на что-то намекает?
Малу Инносент, старший научный сотрудник Института Катона: Хочется верить. Я надеюсь, что эта война не достанется его продолжателю. Будет зависеть от того, предстоит или нет ему второй срок. Но в общем, мне кажется, тут тоже мы принимаем желаемое за действительное.
Я бы хотела, чтобы мы ушли из Ирака в течение пяти лет, не говоря уж об Афганистане. Очень многое зависит от того, что произойдет дальше, от событий на месте, в регионе.
Дина Гусовски: Да, зачастую игнорируется тот факт, что и в Ираке все еще есть американские войска. Спасибо вам.