Если вам интересно, где будет находиться новая база российского министерства по чрезвычайным ситуациям, мы ответим: примерно в 90 километрах к западу от болгарской границы в сербском городе Ниш.
В конце октября Сербия и Россия подписали соглашение, которое позволяет основать в сербском городе гуманитарную базу. Российская авиация будет использовать ее как опорный пункт во время природных катастроф, таких как регулярно опустошающие регион лесные пожары, На поверхности все вроде бы выглядит очень благородно, но некоторые дополнительные нюансы – например, присутствие российского саперного подразделения – не могут не вызывать беспокойство. Зачастую, (скажем прямо, в большинстве случаев) за российскими «благородными идеями» скрываются совсем другие планы.
Странно выглядит и обоюдное решение Сербии и России создать совместную базу. Обычно в таких случаях либо страны подписывают договор о взаимопомощи, либо частные компании создают логистические центры, на которых правительство может арендовать воздушные средства в случае чрезвычайной ситуации.
Ранее на этом месте хотела основать базу болгарская компания Air Sofia, однако в итоге, по словам одного из владельцев компании Лиляна Тодорова (Lilyan Todorov) этот план провалился. Он утверждает, что у компании было семь воздушных средств, одно из которых постоянно должно было находиться в состоянии готовности и могло быть в любой момент перенаправлено на пожаротушение. План не был осуществлен, так как компания отказалась от части своих воздушных средств. В какой мере сербско-российская гуманитарная база воспроизводит план Air Sofia пока неясно, несмотря на сходство проектов.
По словам российского посла в Сербии Александра Конузина строительство совместной базы начнется в 2010 году на территории действующего аэропорта в Нише. По идее впоследствии она должна превратиться в региональный центр гуманитарной деятельности, в работе которого будут также принимать участие Болгария, Хорватия, Греция и Македония.
«Российские силы каждый год участвуют в борьбе с пожарами в регионе, так что наличие у нас в нем хорошо оснащенной базы облегчит наши задачи и сделает нашу работу более эффективной», - заявил глава российского Министерства по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.
Однако, несмотря на все заверения, сербские СМИ продолжают искать тайную подоплеку российских планов. Например, одна из теорий предполагает, что основной задачей объекта будет защита газопровода «Южный поток».
«Это не просто пожарная станция, но и не классическая военная база. Это одна из тех баз, которые зачастую возникают при крупных геополитических и/или энергетических проектах, таких как соединение газопроводов», - считает сербский журналист Димитрий Боаров (Dimitrije Boarov).
Возможно, Москва действительно будет пытаться использовать базу для обеспечения безопасности газопровода, так как последний будет проходить через Ниш.
Надо отметить, что два года назад в Болгарии ходили слухи, что болгарские секретные службы и их российские коллеги собираются создавать для проекта нефтепровода Бургас-Александруполис совместное подразделение, специализирующееся на охране трубопроводов. Тогдашний министр внутренних дел Болгарии Румен Петков (Roumen Petkov) поддерживал эту идею, однако общество ее не приняло, и она была забыта. Тем не менее, широко известно, что российское законодательство позволяет таким газовым компаниям как «Газпром» и «Транснефть» заводить собственные «частные армии» для охраны газопроводов.
По мнению сербского военного аналитика Александра Радича (Alexander Radic), проекты базы в Нише и газопровода «Южный поток» связаны, но этим дело не исчерпывается. Эту теорию подтверждают действия российского саперного подразделения, которое еще в мае очищало от снарядов окрестности Ниша.
«Официально, это была гуманитарная операция: саперы помогали местным властям очистить территорию от оставшихся после бомбардировок НАТО снарядов. В реальности оказалось, что русских интересует только коридор – от маршрута будущего пролегания газопровода до аэропорта в Нише», - полагает Радич.
Сама идея связи между базой и газопроводом заставила многих заподозрить, что не за горами появление в Сербии контингента российских военных.
«Бывает так, что меры безопасности, предусмотренные проектом, принимаются, однако сам проект так и не осуществляется, и я боюсь, что в данном случае произойдет именно это, - полагает Боаров.
Русские давно стремятся укрепиться в Нише, так как этот город расположен близко к Косово и Кэмп-Бондстил – основной американской базе на Балканах. Более того, наличие в Нише военной базы позволит русским отслеживать происходящее вокруг двух стратегически важных для них проливов – Босфора и Дарданелл.
Как утверждают сербские СМИ, в 2001 году между Сербией и Россией шли переговоры о создании в регионе российской базы, однако в марте 2003 года их сорвало убийство премьер-министра Сербии Зорана Джинджича (Zoran Dindjic). Американское аналитическое агентство Strategic Forecasting, Inc., более известное как Stratfor, недавно заявило, что если в Нише возникнет база, ее легко можно будет переоборудовать из гуманитарной в военную. Stratfor также утверждает, что в сферу ответственности российского МЧС входят не только последствия экологических катастроф, но и военные операции на Кавказе. Оно также контролирует работу служб гражданской обороны, считающихся военизированными организациями.
Очевидно, что строительство базы вызовет в будущем немало дополнительных вопросов. И один из этих вопросов – как соотносится присутствие российской базы с декларируемым военным нейтралитетом в регионе.