Незадолго до Стокгольмского саммита Швеция и Финляндия дали согласие на осуществление спорного проекта газопровода «Северный поток». Меньше, чем через месяц после саммита в Копенагене начнется конференция по изменению климата. Впрочем, Россию, в отличие от Евросоюза последняя проблема практически не волнует. Русские в основном концентрируются на экономических вопросах и восстановлении российского влияния в соседних странах. Кроме того, саммит может подтолкнуть забуксовавшие переговоры по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, хотя за остаток 2009 года здесь вряд ли что-нибудь изменится. России остается надеяться, что Испания – следующий президент ЕС – нажмет кнопку перезагрузки.
Какой урок могут участники саммита извлечь из пяти последних лет и как должны дальше развиваться отношения между Россией и Европейским Союзом? Экономическое сотрудничество, очевидно, будет выгодно для обеих сторон. Россия пострадала от мирового экономического кризиса намного сильнее Евросоюза и большинства крупных стран. В то время, как в Китае в этом году ожидается 8,5-процентный экономический рост, темпы роста России упали катастрофически - на 11 процентов. В 2010 году МВФ прогнозирует для нее скромные 1,5 процента роста.
Разговоры о том, что Россия, полагаясь лишь на собственные ресурсы, может отгородиться от бурь глобального рынка, сошли на нет, и теперь Владимир Путин снова всеми силами пытается привлечь обратно в страну иностранных инвесторов. Однако, несмотря на все его увещевания, массового возвращения на российский рынок не произошло. В сущности, широко известные истории с BP, Shell, Telenor и IKEA подчеркивают, как много еще России предстоит сделать в области борьбы с коррупцией и укрепления законности. Кроме того, у России есть еще две серьезные проблемы: многочисленные «моногорода» – города, целиком зависящие от одного предприятия, – и банковская система, обремененная безнадежными долгами и все сильнее попадающая под государственный контроль.
Возможно, самым строгим критиком России за последний год оказался сам президент Медведев, на прошлой неделе заявивший, что стране предстоит справляться с «неэффективной экономикой, полусоветской социальной сферой и неокрепшей демократией». В своем обращении к Федеральному собранию Медведев также сформулировал пять приоритетных направлений, на которых будет фокусироваться Россия: это энергосберегающие технологии, ядерный сектор, информационные технологии, космос и фармацевтика. Президент вновь обрушился на громоздкие государственные корпорации, созданные его предшественником Владимиром Путиным, заявив, что они должны преобразоваться в коммерческие компании или исчезнуть, и приказал правительству до следующих президентских выборов, которые должны состояться в 2012 году, сократить размеры государственного сектора, сейчас превышающего 40 процентов экономики. При этом его речь не затрагивала ключевого вопроса – кто же будет движущей силой модернизации?
Кроме этого, президент язвительно раскритиковал «правовой нигилизм». По его собственному признанию, без независимых судов западные инвесторы, участие которых необходимо для трансформации России, будут вкладывать деньги в страну с большой осторожностью. Некоторые позитивные сигналы уже заметны – сейчас российское Министерство юстиции работает над обновлением законодательства о банкротстве и ряда других законов, имеющих отношение к бизнесу. Тем не менее, высказывания Медведева демонстрируют, что России необходимо ничто иное как коренная реформа политической системы, но при этом совсем не очевидно, что у человека в Кремле есть достаточно поддержки, чтобы провести такую реформу в ближайшем будущем.
Итак, как же на этом фоне Евросоюз может помочь России модернизировать экономику? ЕС в настоящий момент является для России основным торговым партнером и главным инвестором. Из страны в Евросоюз идет 55 процентов экспорта, а из Евросоюза идут 65 процентов прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. У Европы есть финансы, технологии и знания, позволяющие ей помочь России модернизировать ее стремительно устаревающую инфраструктуру, особенно в энергетическом секторе. Со своей стороны, ЕС сильно зависит от российских энергоносителей. Однако в результате недавних «газовых войн» – и под угрозой их повторения - он все активнее пытается диверсифицировать поставки и ускорить развитие возобновляемых источников энергии. Между тем, Россия непроизводительно растрачивает огромное количество энергоносителей – каждый год она теряет больше газа, чем Франция потребляет.
Евросоюз и Россия должны выработать новое соглашение, которое одновременно позволит Европе помочь модернизировать российскую экономику и гарантирует безопасность поставок энергии из России. В обмен Россия должна смягчить свои новые законы об иностранной собственности и принять реальные меры к улучшению своей судебной системы. Она также должна признать важность скорейшего вступления в ВТО и перестать настаивать на одновременном вступлении с Белоруссией и Казахстаном. Это помогло бы подготовить почву для будущего соглашения о свободе торговли между ЕС и Россией.
Практическое сотрудничество в области экономики может также способствовать большему взаимопониманию и в других вопросах, касающихся регионального сотрудничества или политики в Иране и в Афганистане. Сверх того оно может сопровождаться шагами по отмене виз и значительному расширению программ образовательного и научного обмена.
Перейти от атмосферы взаимного недоверия к атмосфере взаимного сотрудничества будет нелегко. Однако новый подход выгоден для обеих сторон. Стабильность, процветание и постепенная либерализация России - в интересах Европы.