Все латышские СМИ обошла сенсация — эстонская газета Postimees со ссылкой на источники в Швеции сообщила, что эта скандинавская страна после российско–грузинского конфликта решила отказаться от своей политики нейтралитета.
Эстонские журналисты утверждали, что Швеция внесла изменения в свою военную доктрину, с тем чтобы в случае нападения России на страны Балтии быть готовой вмешаться в этот военный конфликт. Иными словами, Швеция ради безопасности Латвии, Литвы и Эстонии даже пойдет войной на Москву!
"Вести Сегодня" попыталась узнать, откуда все–таки ветер дует, когда Швеция успела отказаться от своего "вечного" нейтралитета и почему шведские власти проводят параллели между событиями на Кавказе и странами Балтии. Как удалось нам выяснить, ни о каком отказе от политики военного нейтралитета речи и в помине нет. Швеция и дальше не собирается вступать в какие–либо военные блоки и альянсы. Скорее всего, эстонские журналисты решили усомниться в нейтральном статусе Швеции после того, как парламент этой страны летом принял Декларацию о взаимной солидарности. В этом документе говорилось, что Швеция не останется в стороне и окажет различную помощь другим странам ЕС в случае агрессии против них.
Декларация принята в связи с вступлением в силу Лиссабонского договора, в котором есть пункт о коллективной солидарности. Однако, во–первых, уже само название документа — декларация — говорит о "декларативном" характере принятого парламентом решения. Во–вторых, никакой новой военной доктрины Швеция не принимала и по–прежнему ее военная стратегия носит исключительно оборонительный характер. Советник министерства обороны Швеции Юхан Редер в интервью шведскому радио недавно заявил, что "Швеция в случае военного конфликта на территории ЕС пассивной не останется". Но на вопрос журналиста, означает ли это участие Швеции в военных действиях, чиновник минобороны ответил: "Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно".
Итак, свою военную стратегию Швеция не меняет и не собирается менять. Более того, никто в Стокгольме всерьез не рассматривает возможность нападения России на страны Балтии. "Говорить об отказе Швеции от политики нейтралитета могут только те, кто вообще не знает Швецию, менталитет шведского народа и политическую культуру в этой стране, — сказал "Вести Сегодня" профессор отделения европейских исследований Университета им. Страдыня Дайнис Зелменис, который долгие годы работал в Стокгольме, в том числе и как дипломат. — Мне трудно представить, что должно произойти, чтобы Швеция вдруг отказалась от политики нейтралитета, которой уже более 150 лет! В любом случае подобные концептуальные изменения не могут случиться без широких дискуссий в обществе, без дебатов в парламенте и принятия парламентом (!) соответствующих законов. Швеция — это не Латвия, там принципиальные решения не принимают тайком, без участия экспертного сообщества, общественных организаций. Да, сейчас у власти в этой стране находятся правые партии, и поэтому мы слышим из уст главы МИД Швеции Карла Билда критические высказывания в адрес России. Но это лишь политическая риторика, на практике же Швеция проводит очень прагматичную политику в отношении России, чему наглядный пример недавний саммит ЕС — РФ".