22-го ноября в Мюнхене встретились президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев. Эта встреча является уже шестой по счету в текущем году. Накануне встречи Ильхам Алиев вновь выступил с воинственным заявлением, не содержащим ничего нового.
Какова его цель? До того, как ответить на этот вопрос, отметим, что на встрече, которая состоялась в здании генерального консульства Франции в Мюнхене, кроме министров иностранных дел обоих государств, присутствовали также сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Встреча продлилась около четырех часов, по окончании которой французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье сделал заявление журналистам, что в вопросе Карабаха зарегистрирован существенный прогресс, вместе с тем выявлены и определенные трудности.
Обо всем этом сообщают турецкое общественное телевидение и печатная пресса без каких-либо иных подробностей. Поскольку выявленные определенные трудности невольно нейтрализуют обретенный существенный прогресс, посему становится совершенно понятно, что мюнхенская встреча президента Армении Сержа Саргсяна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по своим результатам особо ничем не отличалась от предыдущих.
По всей видимости, проблема не столько в сторонах, сколько в организаторах встречи между обеими сторонами. Причем, эти встречи организовываются не для содействия урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а имеют цель овладеть инициативой в организации встреч. В этом плане, пожалуй, не случайно, что местом встречи Саргсян - Алиев было избрано здание генерального консульства Франции в Мюнхене. Более того, без обобщения результатов источники ОБСЕ поспешили сообщить о вероятности организации в ближайшие недели новой встречи руководителей двух государств. Воюющие с Россией ради влияния на Южном Кавказе США и Евросоюз даже внутри Минской группы ОБСЕ в статусе сопредседателей борются за инициативу организации встречи между президентами Армении и Азербайджана.
Очевидно, что после получения инициативы в организации встреч сторон, борьба посредников пойдет уже вокруг инициативы урегулирования конфликта. Иными словами, как бы ни боролись между собой Россия, США и ЕС, в лице Франции, инициативу по организации встречи президентов Армении и Азербайджана, тем более, по урегулированию карабахского конфликта, они никому не уступят. Больше всех это касается Ильхама Алиева, поскольку самый результативный способ завладеть инициативой в условиях неурегулированных конфликтов - начать войну, посему, в случае развязывания войны, это будет рассматриваться как посягательство на интересы борющихся друг с другом сторон. Думать, что Алиев не знает обо всем этом, - не реально. Что касается сопредседательствующих стран Минской группы ОБСЕ, то они предпочитают игнорировать воинственные заявления Алиева, а не реагировать на них, поскольку, в случае реагирования, придадут им явно серьезный характер.
Тем не менее, каков был основной предмет обсуждения в ходе мюнхенской встречи? Турецкие средства массовой информации этот вопрос обходят, взамен, однако, подчеркивают, что обретенное между Арменией и Азербайджаном соглашение положительно отразится на отношениях Армения – Турция, а Великое Народное Собрание (парламент) Турции ожидает, пока будет зарегистрирован прогресс в переговорах Ереван – Баку, чтобы ратифицировать армяно-турецкие Протоколы.
В этом плане турецкую прессу подтверждает германская Deutsche Welle, которая отмечает: «Для подписанных с Ереваном Протоколов Анкара требует, чтобы в русло урегулирования вошел вопрос Нагорного Карабаха», - добавляя далее, что в ходе мюнхенской встречи Саргсян - Алиев стороны избегали необходимых для урегулирования конфликта уступок.
Согласно этому германскому СМИ, урегулирование, по мнению западных дипломатических источников, предполагает вывод армянских войск из большинства семи прилегающих к Нагорному Карабаху территорий, взамен чего карабахским армянам предоставляется право путем референдума определить окончательный статус Нагорного Карабаха.
Перевод: Гамлет Матевосян