Автоиндустрия на Востоке смогла лучше пережить кризис, чем ее конкуренты на Западе. На Востоке предприятия этой отрасли пользуются преимуществами более низких расходов на заработную плату и более высокого спроса.
Автоконцерн Daimler строит в Венгрии новый завод. Строительстве в городе Кечкемет (Kecskemet) ведется уже с 19 октября, а начало производства автомобилей намечено на 2012 год. На этом предприятии, расположенном в 80 километрах к югу от Будапешта, будет создано 2500 рабочих мест, и оно будет выпускать 100 000 автомобилей в год. Председатель правления компании Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche) оценивает общий объем инвестиций в 800 миллионов евро.
Закладка фундамента этого завода была для Венгрии столь значимым событием, что на торжественную церемонию приехал даже премьер-министр этой страны Гордон Байнай (Gordon Bajnai). Если посчитать еще поставщиков комплектующих, то в общей сложности будет создано 10 000 новых рабочих мест. Это решение компании Daimler свидетельствует о том, что автомобильная индустрия в Восточной Европе лучше перенесла кризис, чем ее конкуренты на Западе. Уровень заработной платы в Венгрии и в Словакии на две трети ниже, чем в Западной Европе. Словакия, к примеру, пытается привлечь инвесторов единой ставкой налога на прибыль, на доходы компании и оборот товаров.
Кроме того, спрос на автомобили в Восточной Европе еще не насыщен. В Германии на 1000 жителей приходится примерно 500 допущенных к использованию легковых автомобилей, а в странах Восточной Европы этот показатель колеблется между 200 и 300 автомобилями. Именно поэтому почти все мировые производители построили в Восточной Европе свои заводы. Местные правительства обещали автопроизводителям многомиллионные субвенции. Больше всего заводов в этом регионе имеет Volkswagen, за ним следует французские компании Renault и PSA.
Несмотря на благоприятные перспективы, экономический кризис оставил также и в Восточной Европы свои глубокие следы. Почти все производители были вынуждены в прошедшем году сокращать персонал, переходить на сокращенный график работы или продлевать сотрудникам отпуск. Прежде всего спад производства со всей своей недюжинной силой обрушился на Словакию, которую иногда называют «Детройтом Восточной Европы». Ни в одной другой стране не производится столько автомобилей в расчете на душу населения. Три автоконцерна обеспечивают четверть всего экспорта этой страны. Однако то, что раньше было мотором роста, теперь превратилось в обузу. В первой половине 2009 года производство автомобилей в Словакии сократилось на четверть. Уровень безработицы достиг 12 процентов, а в 2008 году он составлял 8,9 процента. Введение премий за сдаваемый в утиль автомобиль во многих западноевропейских странах временно способствовало увеличению производства. Производители в течение нескольких месяцев должны были увеличивать выпуск автомобилей. Однако как только эти средства на выплату премий закончились, закончился также и производственный бум.
Поэтому среди восточноевропейских производителей автокомплектующих также прошла волна консолидации. Слабые в финансовом отношении фирмы вынуждены были прекратить свое существование. Так, канадско-австрийский производитель автокомплектующих Magna недавно стала владельцем предприятий в Чехии и Венгрии своего обанкротившегося конкурента компании Cadence. «Позитивно в кризисе то, что приобретения вновь становятся возможными по разумным ценам», подчеркивает сопредседатель правления компании Magna Зигфрид Вольф ( Siegfried Wolf). Раньше цена приобретения, как правило, в семь раз превышала оперативные итоги деятельности компании. Теперь оценка стоимости предприятий сократилась вдвое.
Несмотря на текущий спад, эксперты продолжают оптимистически оценивать перспективы этого региона. «В долгосрочной перспективе восточноевропейские страны вновь будут иметь существенно более высокую динамику, чем государства в Западной Европе», отмечает аналитик из Вены Рихард Мальцер (Richard Malzer).
В 2012 году автозаводы в Восточной Европе вновь достигнут уровня производства 2008 года. Профессор Венского университета Вильфрид Зин (Wilfried Sihn) исходит из того, что кризис в меньшей степени затронет восточноевропейскую автомобильную промышленность, чем автозаводы, расположенные в Западной Европе. Можно исходить из того, что с 2010 года на Востоке рост вновь превысит средние показатели по отрасли. Хотя, как считает Зин, не все страны в равной степени смогут воспользоваться плодами этого роста.
Рост в этом регионе придется по большей части на Россию. Правительство в Москве поставило себе цель обогнать к 2012 году Германию и стать крупнейшим в Европе рынком легковых автомобилей. Однако из-за кризиса достижение этой цели несколько затянется. Венгрия, Румыния и Словакия также повысят свои рейтинги как производители автомобилей. В Восточной Европе с конвейеров сходят по большей части недорогие модели, что является преимуществом во время кризиса. Небольшие, недорогие и экономно расходующие топливо автомобили сейчас проще продать, чем дорогие спортивные модели. Производимый французским концерном Renault недорогой автомобиль Dacia стал международным хитом продаж. В 2008 году компания Dacia произвела 242 415 машин, и 85 процентов из их числа были экспортированы.
Однако конкуренция в Восточной Европе становится все острее, так как все новые производители приходят в этот регион. Южнокорейский концерн Hyundai недавно официально открыл свой первый европейский завод в чешском городе Носовице (Nosovice). В этот завод предприниматели из Южной Кореи инвестировали миллиард (евро). Правительство Чехии предоставило субсидии в размере 150 миллионов евро, и к этому следует добавить налоговые льготы на миллионы евро. Сейчас на этом заводе концерна Hyundai работает около 2000 сотрудников, а к 2011 году их количество возрастет до 3500. Производимые в Чехии автомобили будут поставляться во все европейские страны. До последнего времени продаваемые в Германии автомобили Hyundai поставлялись непосредственно из Южной Кореи, поэтому покупатели вынуждены были ждать доставку выбранного автомобиля, и это могло занять до 3 месяцев. В будущем время ожидания заказанной машины может составить всего две или три недели.
Американский автоконцерн Ford начал в сентябре 2009 года производство автомобилей в расположенном на юге Румынии городе Крайова (Craiova). После того как в 2010 году будут построены кузовной и лакировочные цеха, автомобили будут здесь не только собираться, но и производиться. В соответствии с поставленными целями, к 2012 году это предприятие будет выпускать 300 000 автомобилей в год. Форд в начале 2008 года приобрел за 57 миллионов евро 72,4 процента акций этого румынского завода и вскоре после этого увеличил свою долю до 97 процентов. По договору о приватизации американский концерн взял на себя, кроме прочего, обязательство инвестировать по меньшей мере 675 миллионов евро в модернизацию предприятия в Крайове.
Концерн VW все больше концентрирует свое внимание на перспективном российском рынке. В связи с этим в городе Калуга, расположенном в 170 километрах к югу от Москвы, будут увеличены производственные мощности. С конвейера нового завода с 2010 года должны сходить 150 000 автомобилей в год. Там VW уже производит внедорожники Tiguan, а его дочернее предприятие Skoda собирает для российского рынка автомобили среднего класса Octavia. Всего в производство было вложено 570 миллионов евро. В 2009 году вследствие кризиса объем продаж автомобилей в России сократился на 50 процентов. Тем не менее, глава концерна VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) настроен оптимистично: «Россия, - считает он, – это автомобильный рынок будущего».