Из этого факта вытекает один вопрос из большого числа вопросов в связи с появившимися 9 ноября плакатами, на которых воздается должное президенту Вацлаву Клаусу (Vaclac Klaus). Вот некоторые из них: Кто стоит за этой кампанией по размещению плакатов? И почему они появились сейчас, как раз в тот момент, когда Чешская Республика начинает отмечать 20 годовщину со дня падения коммунизма.
По официальной версии, ответственным за распространение плакатов с надписью «Vaclave, stoime za tebou» (Вацлав, мы стоим с тобой) является до последнего времени малоизвестная организация под названием Гражданская демократическая перспектива (ГДП) (Civic Democratic Perspective). Однако не ясно, откуда упали эти наличные деньги, необходимые для проведения такой масштабной рекламной кампании.
Этот плакат размещен на 26 освещенных цилиндрических колоннах, места на которых продает рекламная фирма Big Media, и общая стоимость этой акции составляет 161 000 чешских крон (9539 долларов США).
«Они предназначены только для культурных событий, - подчеркивает Петр Кеттнер (Petr Kettner) из компании Big Media. – А история с Клаусом – это нечто другое».
Добавим к этому рекламный щит на Нусельском мосту за 312 000 крон в месяц, и еще 176 000 за два полноразмерных билборда, плюс 19 процентов налог на продажи, - и у нас получится, что минимум необходимых затрат на проведение этой кампании составляет 772 548 крон. Общая же сумма значительно больше, так как наша оценка произведена с учетом минимума точек, где размещен этот плакат. При этом мы также исходили из того, что организация Гражданская демократическая перспектива сама разместила свои постеры, а стоимость их изготовленная мы вообще не принимаем в расчет.
Член ГДП Ян Лупомеский (Jan Lupomesky) и лидер организации Молодые консерваторы представили некоторые аргументы, объясняющие их мотивацию, но они были менее откровенными, когда им задали вопрос об источнике финансирования кампании.
«Мы знаем, что наш президент получил поддержку в борьбе за суверенитет Чешской Республики от тысяч граждан, однако их голос не был услышал в средствах массовой информации, - подчеркнул Лупомеский. – Мы получаем финансовую поддержку за счет членских взносов и пожертвований от частных лиц».
В секретариате Клауса отказались комментировать кампанию с постерами.
Лупомеский отказался прокомментировать выбранное для этой кампании время – она проводится как раз в те дни, когда страна готовится отмечать 20 годовщину вельветовой революции – события, связанного в книгах по истории с давнишним соперником Клауса Вацлавом Гавелом (Vaclav Havel).
Хотя и был отмечено некоторое ослабление напряженности в тот момент, когда Клаус присутствовал на торжественном концерте 14 ноября, тем не менее для получения прямых подтверждений о наличии напряженности в отношениях между этими двумя политиками можно ограничиться хотя бы мемуарами Гавела под названием «Путь в замок и обратно».
«Мы привыкли к спонтанным нападениям со стороны Клауса, к его способности излучать негативную энергию, к характерной для него иронии, к его нарциссизму и к его антипатии - часто успешно скрываемой – по отношению ко всем нам, кого он уже направил в сторону мусорного контейнера, на котором должно быть написано «левые интеллектуалы», пишет в своих воспоминаниях Гавел.
Гавел и Клаус враждуют друг с другом на протяжении почти уже двух десятилетий. Этот разрыв, как говорят эксперты, связан с фундаментальными философскими различиями.
«Они расходятся по вопросу о том, как должно формироваться общество, - отмечает руководитель факультета политических наук пражского Университета экономики Владимира Дворакова (Vladimira Dvorakova). – Гавел верил в то, что эти проблемы могут быть решены при помощи гражданского общества. Тогда как Клаус считал, что гражданское общество не существует, но есть только отдельные личности и государство, а между ними ничего нет».
Некоторые наблюдатели полагают, что время проведения кампании с плакатами свидетельствует о том, что соперничество между ними продолжается, при этом Клаус и его союзники пытаются получить заслуженное признание в связи с событиями 1989 года и его последствиями. Гавел продолжает оставаться героем-победителем 1989 года, и на этом фоне Клауса, продолжающего облекать в форму его наследие, можно и не заметить.
«Клаус не делает секрета из того, что он настроен очень решительно, - подчеркивает директор пражского Института международных отношений Петр Друлак (Petr Drulak). – Клаус видит в Гавеле достойного соперника. Он никого другого не стал бы так воспринимать».
Гавел и Клаус сталкивались лбами в тот период, когда Гавел был президентом – сначала Чехословакии, а затем и Чешской Республики, то есть с 1989 по 2003 год, а Клаус занимал пост премьер-министра большую часть 1992 года, и затем с 1993 по 1997 год.
«Как только начинается реальная политика, - отмечает Друлак, - так Клаус и его команда становятся более успешными».
По мнению Двораковой, Клаус за счет своей популярности среди простых людей смог сформировать Чешскую Республику в 1990-е годы в значительно большей степени, чем Гавел.
«Гавел был признан как герой-диссидент, - подчеркнул Друлак. – Клаус был в определенной мере частью системы, он не был человеком, который мог бы сказать про себя, что он оказывал сопротивление. Люди могут идентифицировать себя с Клаусом. Никто из нас не был героем»
И тем не менее Гавел, как представляется, смог сохранить место в национальной истории как лидер на пути демократии.
Сегодня Гавел не занимает государственных постов, а Клаус сменил его на месте президента.
«Клаус критиковал президента Гавела в том числе и за слишком большую вовлеченность во внешнюю политику, но теперь он делает то же самое», отметил Друлак.
«Если мы посмотрим на сегодняшнего Клауса, то мы заметим, что он старается показать себя как защитник национального суверенитета. Парадоксально, но он теперь хочет, чтобы на него смотрели как на нового Гавела, как на нового борца за свободу».
Но и Клаус, кажется, имеет значительно более влиятельных сторонников, чем простые люди, сторонников, способных собрать миллион крон спустя всего несколько дней после подписания им 3 ноября Лиссабонского договора.
Если отставить в сторону эту загадочную рекламную кампания, то следует сказать, что и Клаус и Гавел остаются в тени другого национального героя, подчеркнул Друлак.
«Никто из них не сможет сравниться по своему статусу с Масариком (Masaryk).
В подготовке этой статьи принимали участие Петр Цибулка мл. (Petr Cibulka Jr.) и Клара Йирична (Jiricna).