Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что открыло дело Магнитского

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПохороны юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского
Похороны юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Федеральная служба исполнения наказаний частично признала свою ответственность за смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в следственном изоляторе "Матросская тишина". После его гибели в российских регионах активизировались правозащитники, заявляющие, что неоказание квалифицированной медицинской помощи и плохие условия содержания - ситуация типичная для российских следственных изоляторов.

Федеральная служба исполнения наказаний частично признала свою ответственность за смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в следственном изоляторе "Матросская тишина". После его гибели в российских регионах активизировались правозащитники, заявляющие, что неоказание квалифицированной медицинской помощи и плохие условия содержания - ситуация типичная для российских следственных изоляторов.

 

Накануне в Нальчике состоялся пикет в поддержку обвиняемых по делу о нападении на столицу Кабардино-Балкарии в октябре 2005 года. Участники акции пытались привлечь внимание к состоянию здоровья подсудимых и добиться, чтобы им была оказана профессиональная медицинская помощь. Пикет был разогнан, а его организаторы задержаны.

 

Суд отказался признать виновными в совершении административного правонарушения шестерых задержанных накануне в Нальчике участников пикета, пытавшихся привлечь внимание властей республики к состоянию здоровья подсудимых по делу о нападении на Нальчик 13 октября 2005 года. Среди задержанных был и адвокат одного из подсудимых Магомед Абубакаров. Вот что он рассказал в интервью Радио Свобода:

 

- Вопросы, которые хотели поднять люди перед властями - это проблема неоказания медицинской помощи подсудимым в следственных изоляторах, заражение инфекционными заболеваниями, ряд других проблем, в том числе и отказ в возбуждении уголовных дел по факту применения пыток. Основным был вопрос неоказания медицинской помощи. Как только женщины развернули плакаты (я там присутствовал, все происходило около здания парламента Кабардино-Балкарской республики в Нальчике, на улице Ленина), на них бросились сотрудники милиции, начали толкать женщин, нецензурно их бранить, стали отнимать у них плакаты.

 

Однако суд, куда доставили задержанных, не усмотрел в их действиях каких-либо нарушений.

 

По словам Магомеда Абубакарова, он и адвокаты многих других подсудимых неоднократно жаловались на отсутствие квалифицированной медицинской помощи для их подзащитных, содержащихся в следственном изоляторе Нальчика. Однако ситуация не изменилась. Более того, по словам Абубакарова, в настоящий момент по крайней мере один из подсудимых болеет открытой формой туберкулеза, но врачи заявляют, что он может принимать участие в судебных заседаниях:

 

- Подсудимые неоднократно заявляли, что в их камеры администрация следственного изолятора Нальчика подсаживает больных инфекционными заболеваниями, в основном открытой формой туберкулеза. И вот один подсудимый, Сиюнов, действительно заболел. Там многие теперь уже болеют туберкулезом. Сиюнов попросил медицинской помощи в зале суда - у него кровь пошла. Приехала "скорая" и зафиксировала факт того, что у него туберкулез. Многие подсудимые просто даже не могут стоять на ногах. Но ответ, который дает администрация СИЗО на запросы по поводу их состояния, проведения медицинского обслуживания и оказания медицинской помощи, один: "практически здоров".

 

Родственники подсудимых по делу о нападении на Нальчик и их адвокаты предполагали, что после внезапной гибели в московском следственном изоляторе "Матросская тишина" юриста Сергея Магнитского им будет легче достучаться до администрации следственного изолятора Нальчика.

 

- Местные власти не хотят, чтобы люди поднимали эти вопросы и обращали на это внимание, - говорит Абубакаров. - Я не знаю, для чего они это делают - либо у них нет медицинских работников, либо нет технических возможностей, либо нет средств на это. Я не знаю, чего у них нет; но почему они не оказывают медицинскую помощь - на этот вопрос я, к сожалению, ответить не могу. Здесь только одно: или они специально хотят, чтобы эти люди не дожили до приговора суда, или хотят искалечить этих людей до такой степени, чтобы они, даже если выйдут на свободу, полноценными гражданами уже не стали.

 

Уголовное дело по событиям в Нальчике 13-14 октября 2005 года в производстве Верховного суда Кабардино-Балкарской республики находится с 27 сентября 2007 года. Изначально предполагалось, что рассматривать его будут присяжные, однако попытки сформировать коллегию оканчивались неудачей. А после внесения изменений в российское законодательство - поправок, которые ограничили компетенцию присяжных, - дело о нападении на Нальчик начали рассматривать профессиональные судьи. Говорит представитель Верховного суда Кабардино-Балкарии Виталий Курманов:

 

- С 18 марта 2009 года дело рассматривается коллегией трех профессиональных судей. На скамье подсудимых находятся 58 человек, которым инкриминируется совершение особо тяжких преступлений, в том числе причинение смерти 35 работникам правоохранительных органов и военнослужащим, 15 лицам из числа гражданского населения. В настоящее время дело находится на стадии судебного следствия - в частности, идут допросы свидетелей обвинения, общее количество которых - свыше полутора тысяч человек.

 

Среди некоторых наблюдателей в Кабардино-Балкарии из числа представителей правоохранительных органов и сотрудников суда распространено мнение о том, что подсудимые намеренно пытаются затянуть слушания: они опасаются, что после вынесения приговора из следственного изолятора Нальчика их отправят по колониям или тюрьмам, где условия содержания будут еще хуже.

 

Условия содержания в следственных изоляторах сегодня обсуждались и в Общественной палате России. В ходе этого заседания замдиректора Федеральной службы исполнения наказаний Александр Смирнов частично признал вину его службы в смерти юриста Hermitage Capital Group Сергея Магнитского. Но при этом предложил дождаться результатов расследования гибели юриста.

 

По мнению руководителя правозащитной организации "За гражданские права" Андрея Бабушкина, частичная ответственность за случившееся лежит и на судьях, поскольку именно они зачастую необоснованно выносят постановления об аресте:

 

- Нам известны случаи, когда человека заключали под стражу за кражу на сумму 1200 рублей - и не потому, что он был рецидивистом, а просто потому, что он совершил преступление, скажем, в Москве, жил сам в Москве, а зарегистрирован был в Рязани. И таких случаев огромное количество. Сегодня на круглом столе представителем ФСИНа Александром Смирновым была оглашена такая цифра: 40 процентов лиц, содержащихся в СИЗО - это лица, привлекающиеся к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней степени тяжести.

 

В Верховном суде не усматривают вины судебной системы в гибели юриста. "Упреки в адрес судов - это классический вариант профанации. А такого рода обобщения - не что иное, как популистский подход к интерпретации такого института, как суд", - заявил "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Верховного суда Российской Федерации Павел Одинцов. Он не стал комментировать ситуацию, пояснив, что дело еще может обернуться решением суда. Известно, что сейчас возбуждено уголовное дело по факту гибели Сергея Магнитского.