Компания Renault вновь стала для российского правительства предпочтительным партнером, представляющим западную автомобильную индустрию. Советник Путина по дипломатическим вопросам Юрий Ушаков сообщил, что представители российского правительства в рамках визита в Париж премьер-министра Владимира Путина намерены подписать соглашение с Renault относительно будущего крупнейшего российского автопроизводителя компании АвтоВАЗ. Российское правительство, так же как и Renault, является владельцем 25-процентного пакета акций АвтоВАЗа. Еще 25 процентов активов этого предприятия принадлежат инвестиционному банку Тройка-Диалог, а остальная часть акций размещена на фондовом рынке. «Эти соглашения открывают путь для модернизации АвтоВАЗа, - заявил российский вице-премьер Игорь Шувалов. – У нас есть реальный шанс превратить этот автогигант в новое предприятие».
Планируемое соглашение должно положить конец продолжающейся уже долгое время неопределенности относительно будущего этого альянса автопроизводителей. В октябре этого года Путин выступил с открытыми угрозами в адрес Renault. «Либо они в будущем принимают участие в финансировании АвтоВАЗа, либо мы будем вынуждены говорить с ними о величине их пакета акций», сказал тогда Путин. Компания Renault с большими надеждами на будущее приобрела в 2007 году активы российского автопроизводителя, с конвейера которого сходят машины под известной маркой Лада. Однако в последнее время представители АвтоВАЗа стали даже поговаривать об угрозе банкротства из-за последствий экономического кризиса и падения конъюнктуры.
Сложившиеся отношения партнеров внутри альянса заметно охладили отношения между Парижем и Москвой, и было очевидно, что это произошло не только из-за последствий экономического кризиса. К тому же Москва, судя по всему, имела тогда другие предпочтения относительно технологического сотрудничества с западными фирмами, занимающимися производством автомобилей. Государственный российский банк Сбербанк собирался стать главным акционером в предполагавшейся сделке вместе с производителем автокомплектующих Magna по приобретению компании Opel. Были основания говорить о том, что Путин тогда пересмотрел свою стратегию в области производства легковых автомобилей и уже не рассматривал Renault как единственного главного партнера на Западе.
Но теперь, когда сделка с Opel лопнула, а зависимость Москвы от французов увеличилась, представители российского правительства уже несколько раз предлагали Renault вместе со ее дочерним предприятием Nissan стать главным акционером АвтоВАЗа. Однако глава концерна Renault-Nissan Карлос Госн (Carlos Ghosn) сначала отклонил это предложение. Однако Сергей Чемезов - глава государственного холдинга, инвестировавшего средства в АвтоВАЗ, - не намерен был сдаваться. «Я думаю, заявил он, - что это могло бы произойти в 2013 или 2014 году».
Вероятно, при заключении нового соглашения стороны будут исходить из того, что российское правительство возьмет на себя погашение долгов АвтоВАЗа. Что касается Renault, то эта компания, скорее всего, бесплатно предоставит технологии для производства новой модели Лада. Renault будет еще долго с тревогой думать о том, окупятся ли когда-нибудь ее инвестиции в России. «Ситуация на АвтоВАЗе серьезная и влияние этой компании на общий итог работы Renault отрицательный, - заключает аналитик Sal. Oppenheim Йенс Шаттнер (Jens Schattner). – Дополнительный отток наличных средств в объеме сотен миллионов был бы плохой новостью, однако избежать бесплатной передачи технологий компаний Renault-Nissan для спасения российского автопроизводителя, скорее всего, не удастся».