В 2008 году Россия приняла предложение Уго Чавеса о проведении совместных с Венесуэлой военно-морских учений. Для России это были первые после окончания «холодной войны» манёвры за пределами её территориальных вод и она направила к берегам Карибского моря ядерный авианесущий крейсер, оснащённый мощным оружием.
Далеко не все знают, что Карибский бассейн и Мексиканский залив являются районами жизненных интересов США. Но с того момента как Конгресс этой страны запретил бурение любых нефтяных скважин за пределами залива, уязвимость США сильно возросла. Это подтвердили последние ураганы, и недруги США взяли это себе на заметку. Предложение, сделанное Венесуэлой России, лишь начало.
Но зато все знают, что северный сосед находится в сильной зависимости от импорта нефти. Во время арабского нефтяного эмбарго 1973 года американцы закупали до 25 процентов сырой нефти.
Начиная с 1990 года, когда Конгресс США объявил мораторий на разработку новых нефтяных месторождений, доля закупаемой нефти возросла до 58 процентов. Большая её часть перевозится морским путём. Вследствие этого, США стали ещё больше зависеть от региональных маршрутов доставки. Около 64 процентов закупаемых этой страной энергоносителей должны пересечь Карибское море, чтобы попасть в порты и нефтеперегонные заводы на берегу Мексиканского залива, как поясняет Министерство энергетики США. И это поставки со всего мира, не только венесуэльская нефть, составляющая 10% нефтяного импорта США.
Девять из 14 баррелей нефти, импортируемых США из Анголы, Нигерии, Саудовской Аравии, Чада, России, Кувейта и Эквадора, должны пройти через один из четырёх морских проходов в Карибском море, прежде чем попадут на американские нефтеперегонные заводы.
Огромные танкеры еженедельно перевозят около 14 миллионов баррелей нефти по Мексиканскому заливу через проходы Виндворд (Windward), расположенный между Кубой и островом Эспаньола, Мона (Mona), расположенный между островом Эспаньола и Пуэрто-Рико, Флоридский пролив, к северу от Кубы и через Юкатанский канал, разделяющий Кубу и Мексику. Другого пути для транспортировки этих грузов в США нет. Карибское море представляет большую опасность для подобных перевозок.
Независимо от пункта назначения, около 2000 танкеров прошли через Панамский канал в 2007 году, причём в последние месяцы, как сообщает администрация канала, прослеживается тенденция к увеличению этого числа. Большинство шли в американские порты и везли туда нефть из таких мест как Саудовская Аравия в нефтеперегонные заводы, расположенные в Лонг Бич (Long Beach) в Калифорнии, превращая таким образом канал в трудное для судоходства место, и к тому же уязвимое.
Даже известно, что некоторое количество нефти, добытой на Аляске, было доставлено через Панамский канал к берегам США. За прошлый год в США было доставлено в совокупности 31 миллион тонн нефти и других продуктов. С расширением канала к 2014 году ожидается увеличение грузопотока.
Также следует сказать, что США увеличили свою зависимость от поставок нефти из стран региона.
Более 30 процентов нефти США импортируют из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, использующих морские проходы в Карибском море гораздо больше, чем другие поставщики. Канада перевозит часть своей нефти через Панаму к Мексиканскому заливу, и таким образом показатель превышает 50 процентов.
Эти данные свидетельствуют об уязвимости, а хищники не дремлют. Чавес тут как тут. Он видел, как Россия взяла под контроль около 25 процентов поставок энергоносителей в Европу, напав на соседнюю Грузию в 2008 году. Для установления контроля русским не пришлось подрывать нефтепровод, соединяющий Россию с Европой. Им нужно было лишь приблизиться на достаточное расстояние.
Этот урок не прошёл незамеченным для венесуэльского правителя, который с того момента начал обхаживать Россию, предлагая ей создать стратегический союз в зоне Карибского бассейна. Он неоднократно посещал Москву и всякий раз во время встреч с российскими руководителями подписывал соглашения о поставке вооружений на сумму свыше пяти миллиардов долларов. Однако латиноамериканское сообщество (в лице Организации Американских Государств, Южноамериканского общего рынка MERCOSUR и Союза Южноамериканских государств UNASUR) хранит по этому поводу гробовое молчание.
Кое-что известно о закупках оружия Венесуэлой. Сам Чавес, например, сказал, что его страна закупила четыре или пять подводных лодок российского производства, идеального средства для того, чтобы чинить препятствия морскому судоходству. Напомним, что во время вторжения России в Грузию, Чавес предложил Москве использовать венесуэльские сухопутные базы. И никаких слов осуждения или недовольства со стороны правительств латиноамериканских стран.
Если мы хотим избавиться от любых форм колониализма, необходимо принимать честные и смелые решения. Никакая половинчатость здесь не годится. То есть, господа, поменьше проводите многосторонних совещаний региональных организаций, чья эффективность уже давно вызывает сомнения. На этом можно сэкономить немалые средства.