Итак, стали известны детали продвижений, достигнутых на мюнхенской встрече президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна 22 ноября. Как сообщает АПА со ссылкой на турецкую прессу, согласно предварительной информации, дошедшей до официальной Анкары, несмотря на то, что президентам не удалось добиться конкретных результатов, они попытались добиться продвижений в рамках подготовленных и представленных сторонам сопредседателями Минской группы ОБСЕ Мадридских принципов и Хельсинкского итогового акта.
На мюнхенской встрече лидеры двух стран добились следующих продвижений: - проведен обмен мнениями по рамочному меморандуму, который станет базовым для итогового меморандума в связи с Нагорным Карабахом; - достигнута договоренность в вопросе освобождения 5 из 7 (Кяльбаджар, Лачин, Губадлы, Агдам, Физули, Джабраил, Зангилан) прилегающего к Нагорному Карабаху районов, находящихся под оккупацией Армении; - какие 5 районов будут освобождены, пока не уточнено; - официальный Ереван заявил категорический протест против вынесения на повестку на этом этапе освобождение Лачинского коридора, который связывает Армению с Нагорным Карабахом; - определение окончательного статуса Нагорного Карабаха на основе референдума признано в принципе возможным. Отметим, что пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов, а также глава МИД Армении Эдвард Налбандян также заявили о достижении продвижений на мюнхенской встрече. Добавим также, что министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу получил во время телефонной беседы с коллегой Эльмаром Мамедъяровым информацию о мюнхенской встрече.
"В вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта мы основываемся на принципе "ничто не согласовано, пока не согласовано все". Об этом АПА заявил Эльхан Полухов, комментируя опубликованные в турецкой прессе детали мюнхенской встречи президентов Азербайджана и Армении.
Еще раз напоминая позицию Азербайджана в процессе урегулирования, он отметил, что первоначально должны быть освобождены оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха, восстановлена инфраструктура, должны вернуться на родные земли переселенцы, Нагорному Карабаху должен быть предоставлен временный статус, а потом уже определен окончательный статус.
"Азербайджан требует вывода армянских вооруженных формирований со всех оккупированных территорий, что означает 7 районов, 5 из которых должны быть освобождены немедленно, а график вывода войск с оставшихся двух районов должен быть обсужден и будут утверждены временные рамки",- сказал Э.Полухов. "Вынужденные переселенцы вернутся в свои дома. Начнутся восстановительные работы к тому времени освобожденных территорий. И последним этапом армянская и азербайджанская общины определят статус своего существования в рамках территории Азербайджана", - отметил он. Исходя из вышеназванного принципа, стороны продолжают переговоры до окончательного согласования всех вопросов",- добавил Э.Полухов.
Тем временем 25 ноября на заседании так называемого "Национального собрания" сепаратистского режима в Нагорном Карабахе было принято заявление в связи с последними процессами в урегулировании конфликта. В тексте заявления указывается, что наметившиеся тенденции в процессе урегулирования конфликта наглядно указывают на проявление "деструктивной позиции" Азербайджана. В заявлении также отмечено, что в этой ситуации "парламент Арцаха" расценивает публичные заявления высокопоставленных лиц Азербайджана как позицию ненадежной переговорной стороны, что чревато "перспективой потери доверия нагорно-карабахской стороны в отношении мирного урегулирования". В заявлении также отмечено, что азербайджанская сторона занимается затягиванием времени для того, чтобы в будущем посредством возобновления военных действий против Нагорного Карабаха изменить военно-политическое равновесие региона в свою пользу. "НС НКР" своим заявлением намерено привлечь внимание сопредседателей Минской группы ОБСЕ, парламентов стран посредников, парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, а также межпарламентской ассамблеи СНГ на вышеуказанные опасные тенденции. "Упрямые шаги Азербайджана, направленные на изменение сути переговоров, ставят под сомнение эффективность прилагаемых усилий международного сообщества по установлению мира и безопасности в регионе Южного Кавказа", - отмечено в заявлении. При этом заявляется, что "законодательный орган НКР", исходя из вышесказанного, учитывая волю собственного народа, оставляет за собой право выступать с адекватными инициативами.
Еще раз приходится отметить, что применение принципа "ничто не согласовано, пока не согласовано все", с одной стороны, противоречит как букве, так и духу известных четырех резолюций Совета Безопасности ООН, а с другой - позволяет заинтересованной стороне бесконечно затягивать мирные переговоры.
Во-первых, резолюции Совбеза ООН предполагают именно поэтапное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. То есть, в этих резолюциях освобождение оккупированных территорий, возвращение вынужденных переселенцев в места постоянного проживания, предоставление международных гарантий безопасности как армянскому, так и азербайджанскому населению региона, разблокирование всех коммуникаций никак не увязано с определением статуса Нагорного Карабаха. Наоборот, в них четко указывается, что стороны должны начать переговоры по определению статуса Нагорного Карабаха только после реализации всех вышеизложенных положений резолюций.
А принцип "ничто не согласовано, пока не согласовано все", по сути, полностью соответствует пакетному варианту урегулирования. То есть, этот принцип предполагает согласование всех спорных моментов. Просто реализация согласованного будет происходить в поэтапном режиме.
Во-вторых, этот принцип мало того, что позволяет одной из сторон, а в данном конкретном случае Армении, которая не заинтересована в достижении договоренностей именно сейчас, бесконечно затягивать переговоры, он вообще ставит под сомнение перспективы мирного урегулирования.
Ведь логика резолюций Совета Безопасности заключалась в следующем: выполнение положений, которые не подлежат согласованию, привело бы к устранению основных последствий конфликта. То есть, были бы созданы условия для налаживания отношений и начала сотрудничества между сторонами конфлика, при сохранении на определенное время существующего статус-кво в отношении самого Нагорного Карабаха. Таким образом, после устранения основных последствий конфликта в отношении всех сторон, вовлеченных в него, Азербайджан и Армения стали бы намного больше заинтересованы в достижении компромисса по причине, которая стала поводом для противостояния. Одним словом, устранение последствий конфликта, несомненно, подтолкнуло бы стороны к достижению договоренностей по окончательному статусу Нагорного Карабаха.
Но с чьей-то легкой руки принцип "ничто не согласовано, пока не согласовано все" взят за основу. Однако, как представляется автору этих строк, выход из ситуации есть. Азербайджану стоит для себя четко определить и объявить сопредседателям Минской группы ОБСЕ конкретные, но разумные временные рамки продолжения мирных переговоров на основе этого принципа. Азербайджан может четко заявить, что по истечении этого срока, в случае если не будут достигнуты конкретные результаты по урегулированию конфликта, официальный Баку временно покинет переговоры в рамках Минской группы и потребует возвращения обсуждения этого вопроса в Совет Безопасности ООН.
При этом необходимо сделать упор на то, что ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта намного хуже, чем в Грузии, Молдове и Сербии. Во всех этих странах, территория охваченная конфликтом ограничена ареалом проживания национального меньшинства, скажем так, претендующего "на самоопределение". А в Азербайджане территория, охваченная конфликтом, то есть, оккупированная Арменией вне Нагорного Карабаха, в несколько раз больше ареала проживания национального меньшинства, претендующего "на самоопределение".