Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запрет строить минареты выдает страх перед исламом

© ReutersБольше половины швейцарцев проголосовали за запрет на строительство минаретов
Больше половины швейцарцев проголосовали за запрет на строительство минаретов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все вокруг говорят об интеграции. Вчера же в словах политиков стали явственно проступать более радикальные тона. В ходе кампании на первый план все ставили образ терпимого ислама. Сегодня, когда общество выразило свои опасения, анализировать стали уже совсем другой ислам.

Ко всеобщему удивлению 57,47% швейцарцев прислушались к Народной партии Швейцарии и проголосовали за запрет на строительство минаретов. Женева оказалась исключением с 60% голосов против запрета. Обескураженным результатами швейцарским политикам приходится занимать более жесткие позиции по отношению к радикальному исламу.

Настоящий шок. И целое море вопросов без ответов. К удивлению самих инициаторов референдума 57,47% швейцарцев проголосовали за запрет на строительство минаретов. Против запрета высказались лишь четыре кантона, в том числе Женева (59,67%, самый высокий показатель в стране). Результат стал настоящей пощечиной для политических элит и СМИ: граждане считают, что ислам – это проблема. Но как же Швейцария должна ее решать?

С помощью интеграции, утверждает член Социал-демократической партии Ада Марра (Ada Marra). Она призывает Народную партию Швейцарии, наконец, взять на себя ответственность. "Она положила начало дебетам, но так ничего и не предложила. Социал-демократы предложили введение языковых курсов, обучение имамов… Более того, за это высказывался и радикал Юг Хилтполд (Hugues Hiltpold). Проблема заключается в том, что парламент нам всегда и во всем отказывал". Ада Марра подчеркивает, что необходимые правила уже существуют: "Возможно, об этом недостаточно говорили, но федеральный суд постановил, что мусульманские девочки должны ходить в бассейн".

Правые ужесточают позиции


Все вокруг говорят об интеграции. Вчера же в словах политиков стали явственно проступать более радикальные тона. В ходе кампании на первый план все ставили образ терпимого и улыбающегося ислама. Сегодня, когда общество открыто выразило свои опасения, анализировать стали уже совсем другой ислам. "Послание Федерального совета предельно ясно. В Швейцарии нет места шариату", уверен председатель Христианско-демократической партии Кристоф Дарбелле (Christophe Darbellay). "Нужно покончить со всеми формами дискриминации по отношению к женщинам. В обязательном образовании не должно быть никаких исключений на уроках религии или физкультуры, в том числе на занятиях по плаванию у девочек".

Радикально-демократическая партия в лице Юга Хилтполда придерживается похожей риторики и заявляет о своей нетерпимости по отношению к фундаментализму. "Мы смогли оценить опасения населения", сказал он. "Но религиозная прозрачность должна касаться всех религиозных течений. Единственным крупным происшествием на религиозной почве был инцидент с Орденом храма солнца. И это не имеет ничего общего с исламом".

Другие ценности

"Люди не сказали "нет" исламу, они сказали "да" другим ценностям", говорит счастливый победитель, Иван Перрен (Yvan Perrin) из НПШ. "Но с компромиссами отныне покончено". Контролироваться должны как экстремистские настроения, так и повседневные мелочи, как например ношение паранджи.

Специалист по исламу Стефан Латьон (Stéphane Lathion) не видит причин для возражения. Он ожидает от швейцарских мусульман позитивной реакции на результаты референдума: "Было бы страшной ошибкой противиться принятому решению и разыгрывать из себя жертву. Мы не можем себе позволить жить в обстановке взаимного недоверия и обоюдных страхов".

Для жителя Женевы Хафида Уардири (Hafid Ouardiri) итог голосования стал тем не мене тяжелым ударом: "Такое чувство, будто они поставили под вопрос мои 42 года жизни в Швейцарии. Моя Швейцария безвозвратно утеряна… Нам грустно. Но мы переживем это и докажем, что уважаем швейцарские ценности. И речи быть не может о жизни под грузом постоянных подозрений", - добавил он.

Эвелина Видмер-Шлюмпф: "Экономические последствия неизбежны"


- Почему результат стал для вас неожиданностью?

- Из разговоров с людьми на улицах можно было легко понять, что определенный страх на самом деле существует. И это голосование стало отражением страхов по поводу экстремистских исламистских течений. У нас в Швейцарии есть законодательные средства для борьбы с договорными браками, членовредительством и т.д. Когда эти проблемы встают, мы можем их решить. Но не с помощью этой инициативы.

- Не боитесь ли вы ответной реакции? Стоит ли Швейцарии опасаться за свою безопасность?

- Я этого не исключаю, но у нас нет на сегодняшний день никаких данных, которые бы позволили сделать подобный вывод. В последние несколько недель в стране велись активные и где-то даже агрессивные дебаты. Но несмотря ни на что перегибов не было. Живущие в Швейцарии мусульмане уважают наше правовое государство. Хотя никто, конечно, не застрахован от действий неуправляемых экстремистов. Пока ничего не произошло, и у нас есть средства, чтобы предотвратить возможные инциденты.

- Будут ли какие-либо негативные последствия для швейцарской экономики?

- Уверена, что этот референдум так или иначе скажется на экспорте и туризме. О конкретных цифрах говорить еще рано, но наши экономические связи с рядом мусульманских государств более чем значительны. И нам пока еще неизвестна их реакция. В Швейцарию в настоящее время приезжает немало туристов с Аравийского полуострова, поэтому падение их числа в будущем выглядит вполне возможным. Голосование принесет свои последствия, и нам остается лишь их принять.

- Вы адресуете послание доброй воли всем мусульманам Швейцарии. Но не стоит ли принять боле конкретные шаги, в том числе в вопросе обучения имамов?

- Я убеждена, что нам в Швейцарии просто необходимо приложить гораздо больше усилий для обучения и интеграции имамов. Швейцарские проповедники должны знать наше право, наши ценности, наше общество. Такое обучение должно осуществляться в рамках университетов и других вузов для того, чтобы они изучили гражданское и уголовное право и разбирались в системе госучреждений. Имамы должны возвести мосты между религией и нашим обществом. Так же как это сделали наши христианские церкви.