Очередное «восстание из пепла» Советского Союза (или Российской империи) в виде Таможенного союза и Единого экономического пространства намечено на 2012 год. Главный за последнее 20-летие объединительный процесс на постсоветском пространстве завершится как раз к следующим президентским выборам в России. Вряд ли это просто совпадение.
«Уважаемые товарищи! - обратился к своим коллегам А.Лукашенко. - Так уж сложилось за 17 постсоветских лет, что Беларусь неоднократно становилась местом, где принимались важнейшие исторические для наших стран решения. И нынешний минский саммит не стал исключением. Те решения, которые были приняты сегодня, без преувеличения, можно назвать судьбоносными, как и то решение в Беловежской пуще, которое, наверное, вспомнили главы государств, сидящие рядом со мной. Сегодня мы приняли решение по введению первого ключевого элемента Таможенного союза трех стран. С 1 января 2010 года вводится в действие единый таможенный тариф, а полномочия по его формированию передаются наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. ... Товарищи! ...Сегодня мы сделали крупный исторический шаг! Поэтому мне остается как представителю страны, председательствующей на этом заседании, поздравить всех нас с этим большим успехом».
Таким пафосным вступлением 27 ноября в Минске началась пресс-конференция, посвященная итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Межгоссовета сообщества как высшего органа Таможенного союза. Присутствующие на парт... собрании «товарищи» от слов «Беловежская пуща» слегка вздрогнули, но в целом оптимизм белорусского президента поддержали, хотя в ответ и старались обращаться друг к другу более корректно. Казахстанский лидер Н.Назарбаев ограничился нейтральным «дорогие коллеги», а Д.Медведев предпочел совсем уж буржуйское «дамы и господа». При этом президент России подтвердил главное - России, Беларуси и Казахстану, наконец, удалось создать Таможенный союз. Но, как оказалось, еще не до конца. Пока президенты стран-членов будущего Таможенного союза лишь одобрили договор о Таможенном кодексе, который вступит в силу с 1 июля 2010 года, и Единый таможенный тариф, который должен начать применяться с 1 января 2010 года.
Все это дало повод многим аналитикам утверждать, что, дескать, в Минске были подписаны лишь некие декларативные «соглашения о намерениях», а отсрочка реальных действий по Таможенному союзу свидетельствует о том, что главные условия по участию в этом союзе договаривающихся сторон до сих пор окончательно не определены. Конечно же, в первую очередь это касается проблемы энергоносителей, ибо если Россия предпочтет оставить за скобками союзного договора нефть и газ, то этот очередной интеграционный проект на постсоветском пространстве будет иметь не больше смысла, чем все его печально известные предшественники - ЕЭП, ЕврАзЭс и так называемое «союзное государство» Беларуси и России. Таким образом, оптимизм, высказанный высокими должностными лицами в Минске, большинство независимых экспертов оценивают весьма критически. При этом совершенно очевидно - вновь создаваемый Таможенный союз на самом деле нужен Беларуси не больше, чем зайцу стоп-сигнал. Непонятно, например, зачем жертвовать частью собственного суверенитета и вступать в Таможенный союз на условиях Кремля, если у Беларуси с Россией и так уже давно существует общее экономическое пространство? Правда, толку от него с каждым годом становится все меньше, и потому А.Лукашенко, судя по всему, решил в очередной раз поторговаться. За вступление в Таможенный союз он требует отмены экспортных пошлин на российскую нефть и «равных условий хозяйствования для предприятий» - то есть цену на энергоносители примерно такую же, что и для российских регионов. Кроме того, в обмен на повышение до российского уровня ввозных пошлин на импортные автомобили Беларусь хотела бы организовать на своей территории сборочное производство легковых автомашин для беспошлинной их продажи в России и Казахстане, что, как я думаю, нашим постсоветским коллегам совершенно ни к чему. Впрочем, ни на одно из белорусских предложений более-менее внятного ответа от «союзников» пока не последовало, да и вряд ли последует...
Как утверждают специалисты, именно низкая цена на российские энергоносители воспринимается белорусской стороной в качестве единственно возможной компенсации за будущее открытие белорусского рынка для российских товаров. Но будет ли такая компенсация достаточной? Ведь не секрет, что в ряде случаев товары, произведенные в России, более конкурентны по цене и по качеству, а потому вполне способны вытеснить аналогичную продукцию белорусских производителей. И это при том, что в условиях экономического кризиса протекционистские меры по защите национальных экономик и рынков во всех странах-участницах объявленного Таможенного союза резко усилились, и отказываться от них вроде никто не собирается. Неужели А.Лукашенко пойдет на такой шаг в одностороннем порядке? Очень сомневаюсь. Но и на этом наши вероятные проблемы отнюдь не заканчиваются. Как быть, например, с реальной альтернативой Таможенному союзу - интеграцией в общеевропейскую экономику в рамках программы «Восточное партнерство»? Тем более, что кое-какие успехи в этом направлении у нас уже есть. Например, недавно белорусским молочным продуктам было открыто «окно в Европу» - Верхнедвинский маслосырзавод первым в нашей стране получил сертификат соответствия требованиям Евросоюза по качеству и безопасности продукции.
Думаю, процесс на этом не остановится, но как бы нам не перехитрить самих себя и полностью не утратить перспективы развития отношений с Евросоюзом, что при вступлении Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном произойдет обязательно. Брюссель уже сейчас далеко не в восторге от планов таможенного объединения на постсоветском пространстве из-за неизбежного ухудшения доступа европейских экспортеров на рынки стран-участниц Таможенного союза. Если же Беларусь сделает окончательный выбор в пользу России, то скорее всего нам придется поставить жирный крест на создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, а также на большинстве совместных с ЕС проектах в области инфраструктуры, энергетической безопасности и т.д.. На облегченном доступе к кредитам Всемирного банка и Международного валютного фонда, скорее всего, тоже.
Прошлым летом, отвечая на вопрос австрийского журналиста - «Что же все-таки для Минска приоритетней - Таможенный союз с Россией или зона свободной торговли с ЕС?», президент Беларуси продемонстрировал фигуру «высшего политического пилотажа», заявив: «Для нас приоритет в том, что раньше мы сможем реализовать». На первый взгляд это может показаться «вершиной» прагматичного мышления, но я совершенно не представляю, как это может выглядеть на практике. Даже чисто физически невозможно себе вообразить, как А.Лукашенко собирается исполнять сразу два политических танца, да еще одновременно с такими разными партнерами - романтическое «pas de deux» с европейской «примой» и пошлейшее «pas de trois» с угрюмыми «товарищами» из России и Казахстана. Не говоря уже о «pas de quatre» в случае присоединения к этому «балету» еще одного «товарища» из солнечного Кыргызстана, который хоть сегодня готов «стать на пуанты».
По словам президента Бакиева, вступление Кыргызстана в Таможенный союз - это дело времени, что, согласитесь, обнадеживает. Лиха беда начало, а том, глядишь, к нашему Таможенному союзу и Таджикистан с Туркменией подтянутся. Тогда уж точно заживем так, что никакой Европе не снилось... Достаточно только послушать ответственного секретаря Таможенной комиссии Сергея Глазьева, чтобы убедиться: Таможенный союз - это удача, о которой можно только мечтать. По его оценке, создание Единого экономического пространства в составе трех государств позволит уже к 2015 году обеспечить участникам союза не менее 14-17% прироста ВВП. С.Глазьев также утверждает - Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1%, Казахстан - 14,7%, так что никто из участников Таможенного союза в накладе не останется. Суммарный же интеграционный эффект к 2015 году должен составить вообще астрономическую цифру - примерно 400 миллиардов долларов. У меня в этой связи возникает один наивный вопрос - но почему подобный прорыв был невозможен без Казахстана? И что в этой стране такого удивительного?
В экономическом плане Казахстан - это довольно отсталое сырьевое государство, забитое китайским ширпотребом по самую Астану. Кроме добычи и частичной переработки полезных ископаемых Казахстан почти ничего не производит, численность населения там вполне сопоставима с белорусской, причем разбросано оно на громадном пространстве и как потенциальный рынок сбыта большого интереса явно не представляет. Но и кроме того, нам не следует забывать, что российский ВВП в 14 раз превосходит ВВП Казахстана и в 34 раза - ВВП Беларуси, а потому внешние таможенные сборы будут оседать в основном в российском «кармане». Я уже не говорю о том, что в созданном «наднациональном органе» - Таможенной комиссии, которая будет принимать решения о таможенных тарифах, 57% голосов принадлежат России (у Беларуси и Казахстана, соответственно - по 21,5%), значит командовать парадом будет Кремль и никто другой.
Правда, в статье 7 Договора о Комиссии таможенного союза имеется оговорка, которая звучит так: «Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Если одна из Сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии, вопрос вносится на рассмотрение высшего органа таможенного союза на уровне глав государств, который принимает решение консенсусом...» Тогда в чем фишка нового интеграционного проекта, если как и прежде все замыкается персонально на «товарищах» президентах? Д.Медведев по этому поводу оптимистично заявил: «В конечном счете, уже создав Таможенный союз, мы можем в какой-то момент договориться о новых единых правилах игры». Интересно, на чем основывается такая его уверенность? Насколько я помню, поводов для этого А.Лукашенко еще не давал. В общем, с новосозданным Таможенным союзом пока ничего не ясно, если только что-то радикальным образом не изменится до 18 декабря, когда главы государств вновь соберутся в Алматы, чтобы обсудить там возможность трансформации Таможенного союза уже в полноценное ЕЭП - Единое экономическое пространство.
По данным газеты «Коммерсант» очередное «восстание из пепла» Советского Союза (или Российской империи) в виде ЕЭП намечено на 2012 год. Корреспонденту издания В. Соловьеву, воочию наблюдавшему за новым актом «сплочения вокруг Руси республик свободных», это показалось совсем неслучайным. Он, в частности, пишет: «Главный за последнее 20-летие объединительный процесс на постсоветском пространстве завершится как раз к следующим президентским выборам в России. Вряд ли это просто совпадение». Честно говоря, я тоже не считаю сей факт простым совпадением. Во всяком случае еще ни один большой избирательный цикл в Российской Федерации не обходился без интеграционного пароксизма по «собиранию земель русских». В настоящее время проект «союзного государства» себя полностью исчерпал, никаких других достижений у Кремля за отчетный период так и не случилось, так что вся надежда теперь только на Таможенный союз, да еще и с участием Казахстана, что должно впечатлить российский электорат покруче «победоносной» войны с Грузией.
А если еще на весь экран телеящика показать территорию новосозданного ЕЭП и сравнить ее с картой бывшего СССР, то окажется, что тандему Путина с Медведевым за пять лет удалось столько, что и Романовым не снилось... И кто после этого в России посмеет усомниться в эффективности действующей российской власти? Вот то-то и оно... Что же касается А.Лукашенко, то никакого выбора Москва ему не оставила. К тому же впереди у него переизбрание на четвертый (!) срок президентства, и по-настоящему гарантировать успех в этом нелегком деле ему может только Россия. Естественно, не бескорыстно. Не случайно, наверное, на саммите Таможенного союза в Минске президент Беларуси так настойчиво призывал своих коллег руководствоваться «жизненно важными интересами, а не соображениями национального эгоизма»... Согласитесь, от президента суверенной страны слышать подобные заявления весьма странно, лично я всегда считал, что для любого народа жизненно важными являются именно национальные интересы, а не какие-нибудь другие.
Разве не так рассуждает премьер-министр России В.Путин? Не случайно он решительно предпочел «товарищей» по Таможенному союзу господам, которые, как известно, уже давно «все в Париже». То есть в тот же день, когда президенты стран СНГ обсуждали в Минске «жизненно важные интересы», В.Путин улетел в Париж для решения вполне конкретных задач, жизненно важных исключительно для России. И, как утверждают наблюдатели, ему это в большой степени удалось. Главным достижением российско-французских переговоров стало присоединение Франции к «Южному потоку». В ходе визита «Газпром» также подписал с «Electricite de France» меморандум о взаимопонимании, согласно которому французы получат до 10% компании, управляющей проектом «Южный поток». Кроме того, подписаны соглашения между ОАО «Зарубежнефть» и французской «Total» по Харьягинскому месторождению, а также о создании СП между «Ростехнологиями» и производителем телекоммуникационного оборудования «Alcatel-Lucent». Плюс ко всему, ведущий банк Франции «BNP Paribas» заключил соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией Внешэкономбанк, а строительная группа «Vinci» подписала протокол по финансированию строительства автотрассы Москва - Санкт-Петербург.
Но и это еще не все - после заседания межправительственной комиссии и переговоров премьеров, во дворце Рамбуйе в Париже был подписан целый ряд других бизнес-соглашений. Так, глава госкорпорации «Ростехнологии» С.Чемезов и вице-президент «Renault» Кристиан Эстев подписали протокол о сотрудничестве по рекапитализации убыточного российского автопроизводителя ОАО «АвтоВАЗ», в котором Renault владеет блокпакетом. Как сообщают французские СМИ, речь идет о технологиях и ноу-хау стоимостью около 300 млн евро. Предполагается также, что «Renault» и его японский партнер «Nissan» будут использовать мощности АвтоВАЗа для сборки своих собственных моделей в России. К этому можно добавить возможность покупки РФ французских кораблей-вертолетоносцев типа «Мистраль». Стоимость возможного контракта оценивается в 900 млн евро, и Россия может не только приобрести такой военный корабль, но и наладить производство подобных судов на своих верфях.
По итогам своего визита В.Путин заявил в Париже, что в отношениях между Францией и Россией достигнут настоящий прорыв. От себя добавлю, прорыв у России произошел не только с Францией. Сегодня уже абсолютно точно известно о начале строительства в 2010 году «Северного потока» по дну Балтийского моря. У скандинавских стран возражений к проекту больше нет, и уже в 2011 году планируется ввести в строй первую нитку газопровода, что позволит обеспечить поставки в Западную Европу до 27,5 миллиардов кубометров российского природного газа в год. В следующем 2010 году начнется строительство «Южного потока», все соглашения с заинтересованными странами уже подписаны и по словам представителя «Газпрома» скорость реализации этого проекта будет даже выше, чем у «Северного потока». Со скоростью не менее 2 километров в сутки строится нефтепровод «БТС-2», направленный к балтийским терминалам в обход Беларуси. Россия также подготовила проект Договора о европейской безопасности, который призывает Запад к отказу от распространения своего влияния на постсоветском пространстве. Не знаю, как к этому проекту отнесутся в Европе и США, но совершенно очевидно - Россия неукротимо рвется на Запад. При этом Беларуси настойчиво предлагается путь в прямо противоположном направлении - на Восток: в Сибирь, Казахстан, Кыргызстан и далее по карте, вплоть до Китая и Тихого океана... Другими словами, Путин вставляет впавшей в маразм старушке-Европе сразу два «питательных катетера» - «Северный» сверху и «Южный» снизу, а сам вновь принимается за старое - интенсивно сколачивает империю с рабочим названием «Таможенный союз» или «Единое экономическое пространство». И я абсолютно убежден в том, что участие Беларуси в этом процессе - настоящее безумие. Если не сказать больше.
Все, что мог, президент А.Лукашенко уже сказал. Таможенный союз с Россией и Казахстаном, по его представлениям - это «крупный исторический шаг», а «ползти на коленях, горбатиться перед Европейским союзом» нам не следует ни в коем случае. Ну что ж, тут, как говориться, ни отнять, ни прибавить. Только я не думаю, что ползать на коленях по московским тротуарам - занятие более эстетическое и приятное. Впрочем, это на любителя. Говорят, есть и такие. Хотя по мне так лучше на колени вообще не становиться, ни перед кем. Если только речь не идет об одном забавном развлечении, о котором я когда-то в молодости прочитал, кажется, в Камасутре. Оно так и называется - «Танец на коленях». По сравнению с традиционными танцами никаких шагов при этом делать не надо, но зато хоть к старости будет что вспомнить... Доживем ли мы до старости после «pas de trois» с Россией и Казахстаном в составе Таможенного союза и Единого экономического пространства? Кто знает. Лично я в этом совсем не уверен...