В Вашингтоне и во многих западноевропейских столицах играют в одну игру, главное в которой - найти больше различий между бывшим президентом Владимиром Путиным, ныне занимающим пост премьер-министра, и его преемником Дмитрием Медведевым. Путин, как мы сегодня признаем, похож на безжалостного головореза, но Медведев слеплен из другого теста. Нам сегодня говорят: Медведев это человек, который знает, в чем истинные причины российских болезней. Пусть он и не совсем либерал западного образца, но это тот человек, с которым нам надо сотрудничать, дабы не допустить спада в отношениях с Москвой и ухудшения ситуации с гражданскими свободами в России.
Но пока такие разграничения не дают особых результатов. При Медведеве Россия вторглась на территорию Грузии; она оказывает давление на соседние государства, направляя их на орбиту российского влияния в сфере экономики и безопасности; при нем российские демократы и критики действующего режима не чувствуют себя более защищенными от мести со стороны государства и его мафии.
И вот последний момент. Заявив примерно год назад, что Европе и России нужна новая архитектура безопасности, Медведев наконец предложил в конце прошедшей недели свой проект договора, благодаря которому, как он надеется, нам удастся оставить позади "холодную войну". Действительно, в некотором отношении предлагаемый договор на самом деле может положить конец "холодной войне". К сожалению, он также ведет к возрождению "имперской" России.
Основополагающий принцип проекта договора состоит в том, что подписавшие его стороны (предполагается, что это будут все страны Европы и государства, расположенные на западных рубежах России) не будут предпринимать действия, "существенно затрагивающие безопасность одного или нескольких участников" договора. Предусматривается также, что государства и союзы государств не будут предпринимать меры без учета "интересов безопасности всех других участников". Однако не ясно, что означают слова "существенно", а также "безопасность" и "интересы безопасности" других сторон. Но основной упор этого договора достаточно понятен: расширение НАТО исключается; наращивание оборонительного потенциала НАТО и его восточных стран-членов исключается; оказание помощи и рекомендаций граничащим с Россией демократическим государствам необходимо прекратить. Кроме того, косвенно подразумевается, что Россия будет иметь право запрета на действия остальных стран (включая Соединенные Штаты и Европейский Союз) в рамках внешней и военной политики в ее так называемом ближнем зарубежье.
Выступая с первой крупной речью на посту генерального секретаря НАТО, бывший премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) призвал к "новому началу" в отношениях с Россией и заявил: "Мы все должны быть нацелены на создание евроатлантической архитектуры безопасности, в рамках которой свое место сможет занять Россия". Что ж, теперь мы знаем о взглядах Медведева на то, какое место в этой архитектуре хочет занять Россия. Картина не очень привлекательная.