Ужас терроризма в том, что он внезапно и несправедливо уносит жизни совершенно невинных людей. Я лично не знал никого, кто погиб в результате подрыва «Невского экспресса» в пятницу вечером. Мои друзья знали. Все потрясены.
Это было бы ужасно даже без взрывов. Многое было сделано для того, чтобы «Невский экспресс» стал популярен среди бизнесменов и высокопоставленных госслужащих - чиновников, которые управляют Россией и которые, по-видимому, и были мишенью террористов. Но железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, можно сказать, самая оживленная в стране. Здесь ездят все, даже те, кто, как и я, предпочтет провести в поезде ночь, чем раскошелиться на четырехчасовую поездку в экспрессе. Авария на любом поезде наносит травму. А подрыв просто ужасен.
Это не первый такой случай, и из-за этого он становится еще страшнее. В августе 2007 года из-за практически такого же взрыва «Невский экспресс» сошел с рельс, но тогда никто не погиб. Террористы, видимо, поработали над ошибками и вернулись с усовершенствованным планом действий.
В этот раз они положили под пути семь килограмм тротилового эквивалента, на пять килограмм больше, чем в прошлый раз, и оставили после себя еще одну взрывчатку, предназначенную для тех, кто будет заниматься расследованием.
По крайней мере, 25 человек были убиты и 90 госпитализированы. Больше всего пострадали те, кто был в двух последних вагонах – они опрокинулись, не преодолев разрыв на путях, возникший после взрыва. Если бы остальные вагоны по счастливой случайности не «перешагнули» через дыру, возможно, были бы сотни погибших.
Второй взрыв никого не задел, но как ни странно иногда трагедия переплетается с комедией – взрыв «сорвал» шляпу с председателя Следственного комитета, когда он прибыл на место происшествия в субботу.
Главные подозреваемые – российские националисты и исламисты с Северного Кавказа. Большинство экспертов считают, что националисты слишком непрофессиональны для столь сложной и продуманной акции. Но в 2005 году неонацисты, безусловно, набравшиеся опыта в борьбе за бывшую Югославию, подорвали поезд, следовавший из Грозного в Москву. В 2003 году террорист-смертник убил 44 человека в электричке рядом с Грозным. Двое мужчин из Ингушетии, республики на Северном Кавказе, соседствующей с Чечней, в настоящее время находятся под следствием и обвиняются в подрыве «Невского экспресса» в 2007 году.
Скорее всего, защитники террористов будут утверждать, что жители Северного Кавказа сейчас под подозрением из-за того, что подобные вещи в регионе происходят постоянно, но никого это особенно не волнует. Это правда: взрывы и убийства в этой части света столь же часты, как в Ираке или Афганистане, и русские привыкли к насилию так же, как Запад – к кампаниям на Ближнем Востоке. Но ведь равнодушие к плохим новостям издалека – это не преступление. И, если об этом вообще стоит говорить, пассажиры «Невского экспресса» не были в ответе за неумелую войну на Кавказе.
Кто-то умный однажды сказал, что русская литература окутана дымом, что паровоз здесь несется на каждой странице. Это верно, а может быть, даже естественно. И если места таких, как Лев Толстой, уже заняли история и другие писатели, роль железной дороги в России осталась прежней.
Дороги в России ужасны, и внутреннее авиасообщение, несмотря на то, что оно постоянно расширяется, остается плохо развитым, дорогим и необоснованно дорогим. Для многих поезда – это то, что соединяет страну. И неважно, что вы ездите в похожих на камеру дешевых вагонах, или в буржуазных купе с четырьмя полками, или в вагонах первого класса с плоскими телевизорами, поезд для большинства людей все равно остается главным и предпочтительным средством передвижения из города в город.
Пусть любители Толстого и торговцы путеводителями решают, как это влияет на русский характер. Главное – это то, что русские очень зависят от своей железной дороги, и катастрофа в пятницу напомнила о том, как беззащитны поезда перед теми, кто склонен к диверсиям и убийствам. Страшная правда заключается в том, что, как сказал в интервью на радио один из представителей Российских железных дорог, защитить 86 000 километров путей физически невозможно.