Тегеран, Иран. В среду Иран заявил, что он самостоятельно будет обогащать уран до более высокой концентрации изотопов. Это еще раз свидетельствует о том, что страна отклоняет поддерживаемое ООН предложение, целью которого являлось воспрепятствовать любым попыткам Тегерана произвести материал для ядерного оружия.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад сделал данное заявление после того, как выразил неудовлетворенность проходящими в настоящее время переговорами по поводу сделанного Ирану предложения об обмене большей части его низкообогащенного урана на топливные стержни из высокообогащенного урана – топливо для иранского исследовательского ядерного реактора, который используется для производства медицинских изотопов.
Низкообогащенный уран может использоваться в качестве топлива в ядерной энергетике, однако, будучи обогащенным до более высокой концентрации изотопов урана 235, он может служить компонентом ядерного оружия. В настоящий момент у Ирана имеется один действующий завод по обогащению урана, на котором за последние годы было произведено около 3,3 тысяч фунтов (1,5 тысяч килограмм) 3,5-процентного урана, однако стране необходимо обогащенное до 20% топливо для исследовательского реактора, который используется для производства медицинских изотопов.
«Я заявляю здесь и сейчас, что с божьей милостью иранская нация будет сама производить 20-процентное [обогащенное урановое] топливо и все, что ей понадобится», - провозгласил Ахмадинеджад перед приветствовавшей его криками и аплодисментами многотысячной толпой в Исфахане, находящемся в центральной части Ирана. «Мы сказали им - давайте нам [в обмен] 20-процентное топливо», - объяснил он. – «Но затем они начали выдвигать дополнительные условия. Поэтому мы сказали – если хотите передать нам топливо, мы возьмем. Если же нет, так и ладно, на этом и распрощаемся».
В своей речи, произнесенной во вторник вечером, Ахмадинеджад сообщил, что Иран выходит из переговоров по ядерному вопросу.
«Мы с самого начала были заинтересованы в решении всех проблем, касающихся ядерного вопроса», - заявил он. – «Теперь же, по нашему мнению, с ядерным вопросом покончено».
А в воскресенье Ахмадинеджад объявил, что Иран построит еще 10 заводов по обогащению урана, несмотря на широко распространенное убеждение, что у страны просто нет ресурсов, соответствующих провозглашаемым ею амбициям.
Хотя Иран пока еще не ответил на предложение наблюдательного органа ООН в области атомной энергетики по вывозу урана официальным отказом, ряд вызывающих заявлений, прозвучавших в последние несколько дней, ясно дали понять, что фактически планам Запада пришел конец.
В прошлом месяце британский премьер-министр Гордон Браун (Gordon Brown) утверждал, что Иран «в полном объеме отверг» предложение ООН.
В пятницу Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - наблюдательный орган ООН в области атомной энергетики – приняло резолюцию, в которой потребовало немедленно прекратить все работы по обогащению урана и остановить строительство спрятанного в горе завода по обогащению урана, о существование которого стало известно не так давно.
В ответ выведенный из себя Иран пообещал построить 10 новых заводов, а во вторник Ахмадинеджад заявил, что обдумывает перспективу сведения сотрудничества с МАГАТЭ к минимуму. Сейчас возможность получать хоть какую-то информацию о скрытно разрабатываемой государством ядерной программе существует исключительно благодаря Агентству.
В своем выступлении в Исфахане, состоявшемся в среду, Ахмадинеджад подверг МАГАТЭ еще более резкой критике, назвав его инструментов западных держав, враждебно настроенных в отношении Ирана.
«Они [западные государства] снова продемонстрировали, что не связывают себя обязательствами по соблюдению законов. Они используют международные органы в качестве инструментов... Время подобных ребяческих игр прошло», - утверждает он.
Пока Иран утверждает, что его ядерная программа предназначена исключительно для мирных целей и направлена на производство электроэнергии, технологии обогащения урана для получения топлива могут продолжать развиваться. А если уровень его обогащения достигнет 90 процентов, то возможно будет начать производство материала для ядерных боеголовок.
За предложения по обмену урана стояло намерение вывезти большую часть иранского урана из страны, чтобы у нее не было достаточно ядерного материала для создания бомбы.