Нью-Дели. Вполне вероятно, что в ходе визита премьер-министра Манмохана Сингха (Manmohan Singh) в Москву, в центре внимания окажется индийско-российское соглашение о мирном ядерном сотрудничестве, которое обещает Индии более твердые гарантии поставок ядерного топлива, нежели заключенное с США двухстороннее «соглашение 123» (двухсторонние соглашения по сотрудничеству в области мирной ядерной энергетики, подписываемые между США и другими государствами и получившие свое название по номеру статьи американского закона об атомной энергии - прим. перев.), даже в том случае, если последнее окажется расторгнуто.
Очень многие с нетерпением предвкушают, что подписание с Россией соглашения о мирном ядерном сотрудничестве, проект которого уже достаточно давно находится в работе, состоится во время ежегодной встречи Сингха с российским президентом Дмитрием Медведевым и переговоров с премьер-министром Владимиром Путиным. Обещание твердых гарантий поставок ядерного топлива означает, что ядерные контракты останутся в силе даже в том случае, если Индия будет проводить ядерные испытания.
Как сообщают неофициальные источники, ожидается, что формулировки договора с Россией будут составлены «с расчетом на будущее», и что он станет новым эталоном для заключаемых Индией соглашений о сотрудничестве в ядерной сфере. Соглашение будет иметь всеохватывающих характер, и в его рамках будут соблюдены права Индии на получение современных технологий по переработке ядерного топлива, необходимых для осуществления страной торговли ядерными материалами.
Другой «крупной добычей» станет сделка по российскому авианосцу «Адмирал Горшков», которую, как ожидается, доведут до конца в ходе предстоящей встречи и которая уже какое-то время осложняла процесс переговоров между Индией и Россией. Имеются признаки того, что стороны сумели договориться о цене, которую оба государства находят «удовлетворительной» - она ориентировочно составит что-то между 2,2 миллиардами и 2,9 миллиардами долларов. «В этом направлении была проведена огромная работа, и мы вот-вот достигнем компромисса», - утверждают источники.
Договор, подобный «соглашению 123», может дать Индии возможность вести активную торговлю ядерными материалами – даже с учетом того, что ее переговоры с США о заводе по переработке ядерного топлива застряли на стадии уточнения деталей. Более надежные соглашения о поставках ядерного топлива, на заключение которых Индия возлагает большие надежды, помогут избавиться от опасений по поводу того, что после подписания ядерного соглашения с США стратегические возможности Индии оказались значительно ограничены. Текст договора с США ясно дает понять, что всякое сотрудничество будет прекращено в том случае, если Индия начнет проводить ядерные испытания – и это означает также возврат всего оборудования.
Хотя те, кто составлял индийско-американское соглашение, ожидают, что усиливающееся экономическое сотрудничество не позволит Вашингтону вот так резко прекратить сотрудничество в ядерной сфере, предписания американского закон об атомной энергии сформулированы однозначно. Если будут проведены испытания, то даже Россия не захочет ссориться с Группой ядерных поставщиков – организацией, созданной после испытаний на полигоне Покхран в 1974 году, чтобы ограничить экспорт ядерного оборудования и технологий странам, не входящим в ядерную «пятерку».
Гарантии поставок ядерного топлива помогут Индии заключать с другими государствами более выгодные сделки в области торговли ядерными материалами, а возможно также поспособствуют ускорению процесса обсуждения деталей договоров с США, подписание которых повисло в воздухе. В настоящий момент действительно существует вероятность, что в то время как Индия начнет приобретать ядерные реакторы и ядерные технологии двойного назначения, в которых ей так долго отказывали, американские компании, с большим энтузиазмом поддерживавшие заключение ядерного соглашения, отстанут в гонке за многомиллиардными контрактами. Новый договор с Россией придет на место старого соглашения от 1988 года, по условиям которого Россия поставила два реактора на АЭС «Куданкулам», находящуюся в южноиндийском штате Тамил-Наду.