Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия со временем может стать главным игроком на Кавказе

© Фред Гринберг / Перейти в фотобанкУчасток Военно-Грузинской дороги
Участок Военно-Грузинской дороги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интервью Trend News с директором внешнеполитических программ Азербайджанской дипломатической академии Фаризом Исмаилзаде.

 Интервью Trend News с директором внешнеполитических программ Азербайджанской дипломатической академии Фаризом Исмаилзаде.

 

- Вы принимали участие в одном из самых престижных политических форумов Wilton park. Каковы Ваши впечатления о форуме? Какие вопросы были наиболее обсуждаемы на этой конференции?

 

- Wilton park, конференция, которая проводится с 1946 года, - один из самых престижных форумов в мире, объединявший в разное время самых известных экспертов, политологов и представителей политической элиты. Нынешняя конференция была посвящена Южному Кавказу. В ней принимали участие замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, посол нашей страны в Великобритании Фахраддин Гурбанов, заместитель премьер-министра Грузии, министр реинтеграции Тимур Якобашвили, первый заместитель министра европейской и евроатлантической интеграции Грузии Тамара Берчуашвили, специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу Питер Семнеби, замминистра иностранных дел Армении Карина Казанян, известные эксперты Сванте Корнел, Бренда Шафер, Оксана Антоненко, Сабина Фрейзер, Джон Робертс. Основной темой обсуждений на этой конференции были конфликты, главными вопросами - открытие турецко-армянских границ и последствия грузинской войны.

 

Меня удивила позиция турецкой стороны и, в частности, профессора турецкого Middle East Technical University Гусейна Бахчи, которые утверждали, что граница между Турцией и Арменией должна быть открыта. Однако азербайджанская делегация настаивала на том, что именно закрытые границы являются для Армении стимулом для решения нагорно-карабахского конфликта и освобождения оккупированных территорий. Эта точка зрения была поддержана Брендой Шафер и Сванте Корнеллом. Армянская же делегация настаивала, что вопрос открытия границ должен рассматриваться отдельно от вопроса нагорно-карабахского урегулирования.


На заявление армянской делегации о том, что народ Карабаха имеет право на самоопределение, британский эксперт Стефан Болт отметил, что право на самоопределение относится к африканским и азиатским странам, боровшимся за независимость в 60-е годы, и неприемлем к вопросу Нагорного Карабаха.

 

Большое внимание также было уделено вопросу грузинской войны в 2008 году. Грузинская сторона представила свой план решения сложившейся ситуации. Первым шагом к урегулированию ситуации должна стать демилитаризация территорий, второй - это народная дипломатия, третий - нахождение путей сотрудничества Грузии и Южной Осетии.

 

Последняя панель форума была посвящена вопросам демократизации в странах Южного Кавказа. Негативные моменты демократизации в регионе были отражены в выступлении главы международной кризисной группы Сабины Фрейзер. Мое выступление было посвящено тому, что процесс демократизации в странах Южного Кавказа - долгий путь, который не может быть пройден за 18 лет независимости этих стран.
На форуме также были представлены рекомендации для ЕС по взаимодействию со странами Южного Кавказа.

 

По окончании конференции я сделал несколько выводов. Во-первых, ЕС не понимает реалий нашей действительности и наших внутренних проблем. Во-вторых, на мой взгляд, Запад слишком оптимистично настроен по поводу открытия турецко-армянских границ, считая, что это даже полезно для мирного урегулирования нагорно-карабахского вопроса. Все наши доводы, что ситуация только ухудшается от упрямства Армении, не привели к результату. По моему мнению, форум прошел на слишком оптимистичной ноте и Запад не до конца понимает, насколько Армения больна национализмом, что и создает проблемы в любом переговорном процессе.

 

- Какова, на Ваш взгляд, роль Запада на Южном Кавказе сейчас, после войны в Грузии, когда многие геополитические акценты были смещены?

 

- С приходом к власти президента Обамы чувствуется определенное понижение интереса США к Грузии. Буш делал ставку на Грузию, сейчас же США полностью сосредоточились на нормализации отношений между Турцией и Арменией, отдав предпочтение в регионе именно этому проекту. И США, и ЕС, и Россия готовы поддержать процессы, которые помогут в будущем выйти Армении из экономической изоляции. В вопросе же Карабаха Запад не настаивает пока на освобождении оккупированных армянами азербайджанских территорий, считая, что этого можно добиться уже после открытия границ. По мнению Запада, решать два вопроса сразу сложнее, чем один за другим, поэтому пока наша позиция о связи вопросов открытия границ и Нагорного Карабаха не находит у них понимания и поддержки.

 

Подобный курс Запада и Турции может поставить под вопрос существование такого стратегически важного проекта как "Набукко", и Азербайджан, со временем, может  увеличить объемы поставок газа России.

 

- Не боится ли, на Ваш взгляд, Турция потерять Азербайджан?

 

- По мнению Турции, Азербайджан не должен ревностно относиться к сближению Анкары и Еревана, но, на мой взгляд, потенциальная угроза для Турции потерять Азербайджан есть.

 

Необходимо понимать, что приоритеты внешнеполитического курса Анкары меняются и Азербайджан перестает быть единственным стратегическим союзником в регионе. С Россией, на мой взгляд, Турцию связывают даже более близкие партнерские отношения, чем с Азербайджаном.

 

- Почему, на Ваш взгляд, так затянулся процесс проведения протоколов через турецкий парламент?

 

- Турция недооценила Азербайджан. Турецкое правительство думало, что сможет легко провести протоколы через парламент, не ожидая такой активной и острой реакции со стороны Азербайджана. На мой взгляд, это была абсолютно правильная позиция официального Баку, так как после такой реакции турецкому правительству пришлось считаться с мнением Азербайджана. Ошибка правящей турецкой партии заключалась и в том, что они ожидали подвижек в решении нагорно-карабахского конфликта. Они не рассчитали, что Армения не пойдет на уступки в вопросе Нагорного Карабаха. Ближе к апрелю давление на Турцию будет усиливаться и, в конце концов, Анкара может сдать свои позиции и открыть границы, изменив тон своих политических заявлений.

 

- Какова роль России в вопросе нагорно-карабахского урегулирования и в регионе Южного Кавказа?

 

- Ошибка Азербайджана в том, что мы до сих пор считаем, что Россия может как-то повлиять на Армению. Однако Армения, на мой взгляд, ведет свою игру, и насколько бы мы не рассчитывали на поддержку президента Медведева, Армения вряд ли в ближайшие месяцы уступит в вопросе статуса Нагорного Карабаха. Однако Азербайджан в ближайшее время может действительно сблизиться с Россией и ситуация в регионе может измениться. Если раньше на Кавказе прослеживались четкие союзнические связки: Россия-Армения, Турция - Азербайджан, Запад-Грузия, то после грузинской войны акценты сместились. И сейчас Азербайджан рассматривает Россию как стратегического союзника. На данный момент все идет к тому, что Россия становится сильнее, а позиции Запада на Южном Кавказе слабеют. Теперь Турция и Россия становятся главными игроками на Кавказе.