Китайцы - народ дотошный и точный как архивариусы. Это стало ясно в ходе состоявшегося несколько лет назад визита, когда автору этих строк напомнили о статье, которая была написана в начале 1980-х годов о возможном альянсе между Индией, Китаем и Россией. Соответственно, престижное издание Beijing Review говорило тогда об авторе этой статьи как в первом человеке, выдвинувшим эту концепцию.
Это произошло за пятнадцать лет до того, как премьер-министр России Евгений Примаков заговорил о союзе между этими тремя крупнейшими азиатскими странами. С тех пор геополитические процессы не прекращали свое развитие. Борис Ельцин не воспринимал серьезно Индию, и когда-то прочные связи, существовавшие между Дели и Москвой, ослабли. Ельцин привел свою страну в сферу влияния Запада. Однако он позволил мафии захватить контроль над большей частью российских богатств, отчего страдал народ. Борис Ельцин превратил Россию почти в посмешище на международной арене, поскольку таковым был сам этот часто пьяный и импульсивный лидер.
Бедных в этой стране становилось все больше, росло количество самоубийств, и страна была в отчаянном положении, пока десять лет назад из тени не вышел Владимир Путин. Более четырех лет Путин продолжал дело Ельцина и полагался на Запад, однако в конце концов он был разочарован той скудной отдачей, которую он получал за свою лояльность.
И, действительно, годы правления Билла Клинтона (Bill Clinton) (1992-2001) были потерянными годами для США. Клинтон, охваченный алчным стремлением добиться максимальных уступок от Москвы и пытавшийся также полностью разрушить эту страну как независимый источник стратегических технологий, убедил многих российских патриотов в тщетности их надежд на то, что Запад (под руководством США) когда-нибудь позволит Москве занять достойное место в мире. Они осознали, что и Франция, и Германия сообща блокируют для России доступ в Европу, поскольку это существенно ослабило бы значение франко-германского альянса внутри Европы. В 2005 году Путин стал отходить от ориентированной на Запад политики своего предшественника и стал приближаться к геополитическому противнику Запада Китайской Народной Республике. В период с 2005 по 2007 год технологическое и военное сотрудничество России и Китая значительно возросло.
Однако Путин все еще не видел Индию на своем радаре. Все это изменилось в 2007 году, когда под руководством Путина была разработана обновленная стратегия сближения с Индией. Однако на этот раз сами индийцы не были настроены на сотрудничество. Зачарованный Европейским Союзом и США, премьер-министр Манмохан Сингх (Manmohan Singh) и его политический босс Соня Ганди (Sonia Gandhi) хладнокровно взирали на инициативы Москвы. Не вызывали сомнений и некоторые жесты – так, например, был произведен обыск дипломатического багажа российского посла, а российскую делегацию приняли на очень низком уровне, хотя у главных политических деятелей Индии всегда находилось время для встречи с западными делегациями.
Потребовался приход к власти в этом году Барака Обамы (Barack Obama), чтобы встряхнуть Индию и вывести ее из самодовольного представления о том, что эта страна будет находиться в центре интересов США. В самом начале своего правления президент Обама ясно дал понять, что он берет на вооружение подход Билла Клинтона и считает, что Индия – это просто крупнейшая страна Азии, но совсем не азиатский локомотив, которым она уже являлась, и не грядущий глобальный локомотив, как ее видел Джордж. У. Буш. В кулуарах противники распространения ядерного оружия в администрации Обамы стали предпринимать шаги, направленые на сокращение объемов хранения в Индии расщепляющихся материалов и проведение инспекции индийской ядерной программы с заднего двора. Месяц назад президент Обама поверг в шоковое состояние Нью-Дели, предложив председателю КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) объединить усилия и контролировать конфликтные ситуации в Южной Азии.
К несчастью для Обамы, Индия слишком большая страна, чтобы ее можно было контролировать, это замечание относиться также и к ее собственным политическим лидерам. Если Барак Обама и Хилари Клинтон (Hilary Clinton) ищут партнерства с Китаем, то Индия их за это накажет. Как только заявления Обамы в отношении Пекина стали достоянием общественности, были предприняты незаметные шаги для объединения позиций с такими индийскими партнерами как Бразилия и Южная Африка на саммите в Копенгагене по изменению климата. В конце концов, Индия как сосед Китая может многое предложить этой стране, как и Китай Индии.
Есть прямой смысл для этих двух стран сотрудничать друг с другом, особенно теперь, когда Вашингтон понизил статус Индии до субрегиональной державы в своих дипломатических расчетах. Хотя министерство иностранных дел Индии насчитывает в своих рядах всего приблизительно 600 сотрудников, все имеющиеся в распоряжении силы были задействованы для эффективного и хорошо продуманного на перспективу укрепления влиянии Индии в мире. Неожиданное потепление в отношениях между Индией и Китаем испугало тех, кто рассчитывал на продолжение возможности играть на противоречиях между этими двумя азиатскими гигантами.
Сотрудничество в Копенгагене может теперь повториться во время переговоров в ВТО, а потом, возможно, и в ООН, где Китай пока прохладно относится к возможности включения Индии в Совет Безопасности в качестве постоянного члена. На прошлой неделе произошло еще одно крупное потрясение для членов бригады под названием «Умалим значение Индии». Российский президент Дмитрий Медведев (несмотря на всю свою европейскую ориентацию) и премьер-министр Манмохан Сингх подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной области, которое гарантирует поставку российского оборудования и топливных стержней даже в случае проведения Индией испытания атомного оружия.
Очевидно, что этот замысел родился в голове у Владимира Путина, которого, как представляется, увлекла идея создания альянса между Индией, Китаем и Россией, который стал бы альтернативным геополитическим полюсом по отношению к блоку США-ЕС. Этот блок, похоже, верит в то, что «честная сделка» - это когда он получает 90% того, что он хотел, тогда как другая сторона довольствуется 10% от того, чего она добивалась. Стабильная сделка – это когда выгода и уступки делятся в соотношении 60 к 40, а не 90 к 10. Однако именно такую модель Запад защищает на конференции в Копенгагене, превратившейся в еще одну площадку для выдвижения чрезмерных требований Запада.
Конференция по изменению климата проводится в одном из самых дорогих городов мира, и это сделано для того, чтобы представителям бедных государств было трудно туда попасть. Действительно, многие просто не могут себе этого позволить, или они остались за бортом, столкнувшись со сложностями в получении визы для въезда в страны ЕС. Для бедных стран двухнедельное пребывание в Копенгагене станет просто разорительным, так как номер в гостинице даже низкого уровня (по крайней мере, с точки зрения азиатских стандартов) стоит не менее 600 долларов. Не удивительно, что 80 процентов из 36 000 делегатов и еще 90 000 всякого рода помощников, приехавших на конференцию, представляют богатые страны. Сознательный выбор дорогого города и создание сложностей с визами при проведении так называемого «глобального саммита» - все это наглядный пример того, как от участия можно устранить бедных и нуждающихся. Копенгаген – это клуб для богатых людей, проливающих крокодиловы слезы по поводу тех, кто был из него исключен.
Международные нефтяные компании (и спекулянты, приближенные к главным акционерам) нанесли большой ущерб мировой экономике, искусственно поддерживая цены на нефть на высоком уровне. Даже сейчас цена на нефть почти в два раза превышает тот уровень, на котором она должна была бы находиться, если бы не спекуляции и не умышленное сокращение производства. Если бы конференция в Копенгагене предложила схему использования гидратов метана в зонах арктической и сибирской вечной мерзлоты, которая позволила бы их улавливать, лишая их возможности загрязнять окружающую среду, то это принесло бы огромную пользу. Однако нефтяное лобби блокирует принятие подобных шагов, и использует в качестве отвлекающего маневра разговоры о биотопливе, некоторые виды которого требует ровно столько же ископаемого горючего, сколько оно сможет заместить на заправке.
Еще один побочный продукт биотоплива – это исчезновение лесов в тех странах, где как раз и необходимо заниматься лесонасаждением для того, чтобы смягчить воздействие выбросов углекислого газа. Возглавляемые приглашающей страной Данией богатые страны пытаются установить тарифные барьеры на пути продуктов из бедных стран, использую при этом отговорку о выбросах углерода в атмосферу. Они пытаются также продать бедным странам дорогие «зеленые» технологии, хотя в определенных ситуациях местные технологии подходят значительно лучше для определенных регионов.
Объединение позиций Индии и Китая в Копенгагене, а также подписание соглашений в ядерной области с Россией являются показателями того, что политика президента Обамы, направленная на понижение статуса Индии до уровня южно-азиатской державы, подталкивает Дели все ближе к Москве и Пекину. Если такая ось состоится, то это будет «заслуга» администрации Обамы. Индия считает себя азиатской державой с глобальным прицелом. Те, кто не готовы с этим согласиться, не могут считаться друзьями.