Сегодня, живя в Москве, я вдруг ясно осознал, что мир зачастую зацикливал свое внимание только на том, что происходит в Соединенных Штатах. Отчасти из-за доминирования английского языка, но также и потому, что основные международные средства массовой информации - американские. Я не говорю только о традиционных СМИ, но и о тех, которые наполняют Интернет.
Такое впечатление, что США соседствуют со всеми странами мира, независимо от физической границы. Правительства всех стран хотят получить особое внимание от Вашингтона, даже если при этом придется намеренно идти на провокационные акции.
Помню, когда я жил в Буэнос-Айресе в течение почти четырех лет. Я видел, что аргентинцы уделяют гораздо больше внимания Бразилии, чем мы, бразильцы, - Аргентине. Похоже на то, как если бы старший брат уделял мало внимания младшему, и это до некоторое степени печалило наших соседей.
Все это, естественно, касается как отношения правительства, так и коллективных ощущений. Индивидуально люди действуют гораздо более разнообразно. Но как я понимаю, что наиболее успешные из них, как в финансовой, так и в профессиональной или просто личной сфере, не склонны придавать большое значение отношениям с соседями, пусть будут такими, как есть. Они почти всегда заняты своими собственными личными проектами.
Кстати, это и есть черта американцев: обращать мало внимания на весь остальной мир, не из-за равнодушия, а потому что они заняты своими делами. Китайцы тоже начинают культивировать этот стиль поведения: у них есть своя внутренняя экономическая повестка дня и все остальное подчиняется ей. Россия до сих пор не может распрощаться со своими имперскими призраками прошлого, хотя и она все меньше и меньше к ним обращается. И все это потому, что многие люди стали понимать, что взращивать свой собственный сад с помощью прагматичного подхода само по себе является правильным решением.
Но этот фокус не означает изоляционизма, просто посмотрите на соседа со здоровой точки зрения, с интересом поучиться у него, даже для подражания, но не с целью померяться силами.
Говорят, что мы стоим на пороге пост-американского мира, где США уже не будет единственным полюсом. Если это означает понимание других национальных реалий, других языков и культур, других форм политической и социальной организации, и другие способы стать счастливыми, то я думаю, мир будет более интересным.