Супруга бортинженера Ил-76, задержанного в Таиланде с грузом оружия, неохотно разговаривает с журналистами: «Звонков от репортеров много было, но смысл?! Зачем мусолить информацию об этих ребятах, ведь любой нормальный человек понимает, что они не виноваты… Лучше бы выясняли: для кого этот груз и кто за этим стоит». В интервью «Салідарнасці» витеблянка Вера Петухова рассказала, что ее муж только недавно устроился работать на фирму, которая, по ее словам, базируется на Украине.
— Слишком много внимания прессы — газетчиков и телевизионщиков — обращается именно на состав экипажа. За что они там мучаются?! Ни мой муж, ни все остальные ребята, не виноваты. Это любой нормальный человек понимает… Лучше бы журналисты выясняли: для кого этот груз и кто за ним стоит. А то все гонятся за сенсациями, полувранье показывается…
— Вот мы бы и хотели узнать правду. Как ваш супруг оказался на борту того самолета?
— Он военный пенсионер, давно искал работу. Вы же понимаете, у нас авиаторам работы не хватает, вот они и устраиваются за рубежом. Они ведь больны своей работой. Да и кушать всем хочется… Я об этой фирме ничего не знаю, кроме того, что она базируется на Украине. Михаил совсем недавно устроился туда, это был его первый рейс. Вообще, должен был лететь другой бортинженер, но что-то произошло, и вместо него полетел мой муж.
— А как он устроился в эту компанию?
— Авиаторы друг другу рассказывают, если где-то появляется какая-то работа. Так и на этот раз… Если бы Михаил хотя бы несколько месяцев там поработал, возможно, знала бы больше. А так — нет. Он уехал, а потом всё быстро произошло — вся эта история.
— Вам официальные лица звонили?
— Да. Из МИДа, откуда-то еще… Сказали, что и здесь и там — в Таиланде — работают над положительным решением этой проблемы. Что все будет хорошо, что скоро всё закончится. Все успокаивают. Я тоже надеюсь на лучшее. Уверена, ребята не виноваты. Больно, обидно, душа болит… Первый рейс — и так вляпаться…
Между тем экипажу самолета Ил-76, задержанного таиландскими властями с партией нелегального оружия из Северной Кореи на борту, 16 декабря будет предъявлено новое обвинение. Как сообщает РИА «Новости», после тщательного осмотра оружия, найденного на борту самолета, полиция готовится инкриминировать летчикам «нелегальное хранение взрывчатых веществ».
В настоящее время четверо граждан Казахстана и белорус находятся под следствием по обвинению в нелегальном хранении оружия и сообщении ложных сведений о характере груза таиландским официальным лицам. Третье обвинение, в нелегальном провозе оружия через территорию Таиланда, не было оформлено официально для подачи в суд, который утром в понедельник продлил срок задержания членов экипажа на 12 дней и избрал в качестве меры пресечения тюремное заключение.
Военные эксперты считают, что оружие вполне могло быть произведено в Северной Корее, несмотря на надписи и инструкции на английском языке.
***
На российском авиационном форуме, где, в основном, общаются летчики, история с Ил-76 живо обсуждается уже несколько дней. Вот лишь некоторые комментарии на эту тему.
«15 лет назад в Дубаях в ресторане ко мне подсел таинственный незнакомец и предложил выполнить подобный рейс в Африку. Деньги были предложены неплохие. Прикинув последствия (вроде этих), я отказался, на что он ответил — я его не видел, и разговора такого не было... Я так понимаю, этот разговор был санкционирован заказчиком, который в любом случае оставался в стороне… Так что сказки о том, что экипаж не знал характер груза, пусть он рассказывает внукам — была предложена цена риска, и экипаж пошел на этот риск...»
«Давно пора создать структуру по типу профсоюза. Можно в Интернете и совершенно бесплатно. В этой структуре должна быть объективная информация обо всех работодателях, также вакансии по типам самолетов и местам работы. Можно также охватить вопросы летных документов, переучивания, переподготовки, продления, тренажеры, медкомиссии и т.д.»
«Ребятам можно только посочувствовать... Если бы экипаж, да и заказчик знали, что у них на борту, то ни за что не поставили бы ПО ПЛАНУ посадку в Таиланде... Неужели непонятно... Вы лучше бы морально экипаж поддерживали... Вот отпустят их, почитают форум и приятно людям будет, как за них их коллеги переживают...»
«За экипаж надо бороться. Они крайние, исполнители. Не они, так были бы другие. Возможно я или ты, который сейчас это читает».