Торжественный взрыв Мемориала Славы в Кутаиси ко дню рождения Михаила Саакашвили не удался. Рвануло раньше срока, убив обломками памятника женщину с ребенком. Символично. Президент потребовал расследовать и наказать виновных. Но многие в мире уже расценили взрыв как «кощунство» и «акт государственного вандализма». В Грузии поднимается волна протеста против фашизации страны.
Планы по так называемому демонтажу мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны в Кутаиси заранее осудили оппозиционеры, осудили российские ведомства, осудило большинство здравомыслящих людей. Не могло не возмущать циничное отношение к тем общечеловеческим ценностям, который воплощали собой павшие в борьбе с фашизмом - идеологией расового превосходства меньшинства над большинством. Однако власти Грузии давно перестали ориентироваться в морально-нравственных категориях, считая хорошим лишь то, что причиняет вред или наносит обиду России, а плохим - все, что исходит с севера.
На первое возмущенное заявление российского МИД грузинские дипломаты ответили: «МИД РФ имеет скверную привычку постоянно вмешиваться во внутренние дела других государств». И добавили, что «памятник сильно пострадал в 90-е годы, именно в тот период, когда в Грузии происходили события, инспирированные Россией. В результате чего, этот мемориал требует проведения соответствующих реабилитационных работ».
Назвать взрыв величественной арки, символизирующей небеса обетованные и Родину-Мать «реабилитацией» памятника - верх цинизма. Кроме того, в ответе грузинского МИД даже не указано, что мемориал будет уничтожен, поскольку «помешал» амбициозным планам строительства нового здания парламента, который в будущем будет заседать то в столице, то в регионе.
Оправдания представителя кутаисской мэрии, который заикнулся было о демонтаже и переносе мемориала, в интервью GeorgiaTimes опроверг депутат от меньшинства Георгий Ахвледиани. Он пояснил, что разрушения избежит только одна из частей композиции - молодой боец с саблей на коне, уже установленный перед Дворцом спорта в Кутаиси.
Остальные части мемориала должны были взлететь на воздух сегодня, 21 декабря, в день приезда в Кутаиси именинника Михаила Саакашвили. Оппозиционные партии и общественность собирались защитить памятник, окружив его живой цепью. Это сорвало бы президентские торжества. Вот кто-то и решил ускорить ход событий.
Но услуга оказалась «медвежьей». Взрыв унес жизни Мананы Джинчарадзе и ее восьмилетней дочери Нино, оказавшихся неподалеку. В них попали обломки бетона. Так что строительство нового здания парламента отныне замешано на крови невинных жертв неуемных амбиций Михаила Саакашвили.
Президент Грузии был вынужден прервать вояж в Копенгаген, провел экстренное заседание Совбеза и потребовал «сурово наказать виновных». Он снял с должности губернатора Имерети Михаила Чоговадзе. Чуть позже был задержан Автандил Дарсавелидзе, технический директор компании «Сакпеткмрецви» («Грузвзрывпром»), которой было поручено снести монумент. Ему вменяется статья 240 УК Грузии - нарушение правил безопасности при осуществлении работ.
Смерть женщины с ребенком придала узаконенному вандализму еще более зловещий характер. Сколько же можно совершить преступлений, чтобы Запад позволил и народ скинул перевоплотившегося правителя, который пришел во власть под демократическими лозунгами, а стал неуправляемым автократом с нацистскими замашками?
Как раз накануне трагедии Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке 18 декабря приняла резолюцию «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
Она осуждает попытки осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны. «Это имеет особую важность в свете усилий, предпринимаемых руководством стран Прибалтики и ряда других государств Европы, по объявлению национальными героями тех, кто боролся против антигитлеровской коалиций, и уравниванию их в правовом статусе с ветеранами-антифашистами», - отмечает в связи с этим МИД России.
В Грузии пока памятники членам «Ваффен-СС» не ставят, но память тех, кто с ними воевал, уже растоптали. GeorgiaTimes уже писала, что Великая Отечественная война в соответствии с новой линией правящей партии называется советско-германской войной. А те 30 тысяч грузин, что воевали под знаменами со свастикой, приняв сторону Адольфа Гитлера, теперь считаются бойцами «за свободу» Грузии. Эта мнимая «свобода» для нынешних властей Грузии оказывается значительнее, чем 80 тысяч грузин, погибших на полях сражений Великой Отечественной, сражаясь на стороне СССР и всей антигитлеровской коалиции против «коричневой чумы».
В конце 20-го - начале 21-го века болезнь фашистской Германии, похоже, поразила и грузинское правительство. Об свидетельствуют и осетины, и абхазы, и другие национальные меньшинства в Грузии. Что говорить, если госминистр по вопросам диаспор Юлон Гагошидзе называет пришлыми народами и живущих здесь веками армян, и азербайджанцев, и русских. «По-моему, есть только два народа, родина которых - Грузия: это грузины и абхазы. Даже осетин мы должны рассматривать как диаспору», - заявил он.
Между этим чувством превосходства над другими нациями (которые живут на территории современной Грузии веками, как те же армяне или азербайджанцы) и разрушением памятников погибшим в фашизме есть прямая связь. Но грузинские общество, в отличие от тех, кто пригрелся у власти, не согласно мириться с навязываемой ему идеологией, с надругательством над общечеловеческими ценностями и над прошлым. В Кутаиси съезжаются представители оппозиционных партий, которые готовы начать новую волну массовых акций протеста против самоуправства «демократически» избранных руководителей.
Как заявил оппозиционер Георгий Хаиндрава в интервью газете «Асавал-дасавали», Саакашвили и его «Единое национальное движение» «культивируют фашизм». Он считает, что нынешние власти надо «как можно скорее изгнать из страны». В день рождения президента Саакашвили оппозиция, правозащитники и просто возмущенные горожане в Кутаиси намерены потребовать от него публичных извинений за варварство и вандализм, возведенные на государственный уровень.