Условным преимуществом существования Берлинской стены было то, что она чётко фиксировала границы демократического европейского пространства. Расширение Европы на восток сегодня является темой, которая вызывает оживлённые дискуссии в кругах западных политиков. В своё время, падение Берлинской стены вынудило чиновников Еврокомиссии стряхнуть пыль с карты Мира и обнаружить на ней страны, о существовании которых они мало что знали. В прошлом специальный уполномоченный Еврокомиссии и сторонник расширения Евросоюза Леон Британ вспоминал, что в тот период европейские чиновники и представители некоторых стран надеялись сохранить Евросоюз в пределах границ, существующих в 1989 году. Только в 1993 году Евросоюз официально заявил, что двери организации открыты для всех стран бывшего советского блока, и что процесс их принятия будет долговременным. Следует отметить, что в 2005 году избиратели во Франции и Голландии отвергли проект Конституции Евросоюза. Тогда они посчитали, что расширение Европы идёт очень быстро и зашло слишком далеко. «Мы не хотим, чтобы румыны решали за нас, как нам жить» - скандировали голландские избиратели.
На данном этапе все разногласия преодолены, и все страны-члены Евросоюза проголосовали за Европейскую Конституцию. Бывшие советские республики, Литва, Латвия и Эстония, оккупированные Советским Союзом в 1940 году, несмотря на сопротивление со стороны России, сумели последними «пробраться» в Евросоюз. Что касается других постсоветских стран, входящих в список Восточноевропейского партнёрства и непосредственно граничащих с Российской Федерацией, то здесь ситуация совершенно иная. В данном случае Россия считает эти государства (речь идет о Белоруссии, Украине и Грузии) сферой собственного влияния и очень «чувствительно» реагирует на любые попытки западноевропейских структур сблизиться с ними.
Украина, страна с населением 47 миллионов человек, в 2004 году в результате оранжевой революции вынудившая государственных чиновников уважать избирательное законодательство, считает себя кандидатом на членство в Евросоюз. После этого в стране было проведено ещё два раунда свободных и справедливых выборов. В отличие от России, значительная часть украинской политической элиты доказала, что стремится окончательно порвать с коммунистическим прошлым. Более того, ведущие украинские деловые круги ясно увидели «крепостническое» отношение путинского режима к российским олигархам. Поэтому, они рассматривают членство в Евросоюзе как гарантию безопасности собственного бизнеса и как средство сдерживания российских конкурентов. Украинские деловые круги стремятся развивать свой бизнес в условиях свободного рынка и хотят иметь перспективу для капиталовложений в границах Евросоюза. К сожалению, в то время как украинская политическая элита освоила искусство демократического прихода к власти, она постепенно теряет эффективные бразды правления. В стране, особенно в восточных регионах, по-прежнему сильно деструктивное влияние России, а государственные структуры слабы. Исходя из этого, на пути в Евросоюз Украине придётся преодолевать сложные внутриполитические разногласия. Следовательно, для беспрепятственного продвижения процесса интеграции страны в Евросоюз, на грядущих президентских выборах необходима победа кандидата прозападной ориентации.
Для России выборы президента Украины имеют огромное значение. Об этом свидетельствует телевизионное обращение президента Медведева к украинскому народу, сделанное на фоне российских военных кораблей. Разумеется, адресатом столь угрожающего обращения был не только украинский народ, но и Евросоюз. Президент Медведев с нескрываемой агрессией заявил украинцам, а также европейцам, что Россия крайне раздражена правлением прозападного президента Украины Виктора Ющенко, который стремится интегрировать страну в европейские и евроатлантические структуры. Исходя из этого, недопустимо, чтобы в текущих политических процессах и президентских выборах Евросоюз довольствовался ролью пассивного наблюдателя. Со стороны Европы необходима действенная помощь прозападным политическим кругам Украины. В противном случае Россия всеми силами постарается привести к власти лояльного человека, чтобы снова превратить страну в сателлит Российской Федерации. Инертное отношение европейцев к процессам на Украине может способствовать краху прозападных политических сил. Это будет наглядным примером измены тем принципам, которые перманентно декларируются европейскими лидерами с высоких трибун.
С Белоруссией всё по-другому. Большая часть населения этой 10-миллионной страны так боится свободного рынка, что готова игнорировать демократическую оппозицию президента Лукашенко. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока дешёвые российские энергоносители будут играть роль т.н. экономической субсидии. Но эти времена скоро пройдут. Несмотря на то, что между Белоруссией, Россией и Казахстаном в торжественной обстановке было оформлено предварительное соглашение об общем таможенном пространстве, между Россией и Белоруссией всё ещё остаются противоречия по целому ряду экономических вопросов. Дело в том, что в условиях общего экономического пространства Кремль будет диктовать Белоруссии свои правила в вопросах экспорта и импорта с Европой. Это сделает для Белоруссии невозможной перспективу свободных торговых отношений с Евросоюзом. Это хорошо понимает и президент Лукашенко. Поэтому взамен общего таможенного пространства он требует для Белоруссии таких же тарифов на природный газ, какими пользуются российские потребители. Кроме того, Лукашенко требует гарантий для беспрепятственного продвижения белорусской продукции на российском рынке.
На данном этапе Кремль никак не реагирует на выдвинутые предложения и, следует предположить, что эти требования белорусской стороны не будут удовлетворены. В таком случае, Россия остаётся верной своей традиционной экономической политике, а это значит то, что 80% всех достигнутых соглашений будет трактовать в свою пользу. До сегодняшнего дня Россия не шла на значительные уступки другим странам по вопросам энергетической политики, следовательно, надежды Лукашенко на выгодные тарифы на природный газ беспочвенны. Всё это выяснится в ближайшем будущем. А сейчас Евросоюз должен ясно показать Белоруссии перспективы будущего экономического сотрудничества, если хочет оторвать страну от российской орбиты. В том случае, если ведущие европейские страны откроют свой рынок для белорусских товаров и дадут Лукашенко твёрдые гарантии крупных инвестиций, влияние России будет нейтрализовано, и вышеупомянутое таможенное соглашение лопнет как «мыльный пузырь». Евросоюз может отказаться от перспективного сотрудничества с Белоруссией опасаясь, что Россия увеличит тарифы на энергоносители, прекратит поставки или начнёт новую волну притеснений западных компаний на российском рынке. Тогда, рано или поздно, внезапно «осмелевший» белорусский лидер будет вынужден склонить голову перед традиционным «хозяином».
По сравнению с Украиной и Белоруссией, Грузия с 4-миллионным населением, очень маленькая страна. Но линия фронта борьбы за демократические ценности между Россией и Западом проходит именно через эту маленькую страну. Раздражение Кремля вызывает то, что после «революции роз» 2003 года Грузия, в отличие от Украины и Белоруссии, быстрыми темпами начала сближение с Евросоюзом и евроатлантическими структурами. Как видно, в августе 2008 года Россия посчитала, что на пути интеграции в НАТО и Евросоюз Грузия перешла «опасную черту» и ответила на это открытой военной агрессией. Этому предшествовал отказ НАТО предоставить Грузии «МАП». Решающую роль в этом процессе сыграли страны, являющиеся старыми членами европейских структур. Россия расценила такое поведение ведущих европейских держав как капитуляцию и признание её прав на сферу влияния в постсоветском пространстве.
Результат не заставил себя ждать – Россия возводит новую «Берлинскую стену» на территории Грузии. К великому сожалению, многие страны-члены Евросоюза до сегодняшнего дня демонстрируют свою полную беспомощность в ответ на агрессивные действия России. Кремль продолжает «своевольничать», силой оружия подавляет стремление Грузии стать демократической страной и сблизиться с Западом. В это время Германия «прагматично» сотрудничает с Россией, часто во вред интересам других стран Евросоюза, и активно лоббирует российские энергетические проекты. Франция собирается продать России военный корабль «Мистраль» (Интересно знать, взамен чего?). Всё это происходит на фоне постоянных задержаний граждан Грузии, в том числе детей, в сепаратистских регионах и полного игнорирования требований наблюдателей Евросоюза впустить их на оккупированные территории. Понятно стремление этих стран иметь с Россией выгодные и конструктивные отношения, но не за счёт попрания Кремлём прав суверенного государства, оккупации её территорий и строительства новой «Берлинской стены».
Не исключено, что если Евросоюз будет продолжать свою неуклюжую политику и закрывать глаза на деструктивные действия Кремля на постсоветском пространстве, то осмелевшая Россия, преодолев финансовый кризис и воспользовавшись бездействием Европы, попробует построить новую разделительную стену между цивилизованным миром и тоталитаризмом уже в Восточной Европе. Подобное развитие событий кажется вполне реальным, тем более что уже всё чаще говорят о повторном президентстве Владимира Путина. Для европейцев давно настало время показать свою дееспособность. Пока русский «медведь» находится в тяжёлом экономическом положении и «зализывает раны», ещё есть шанс спасти суверенные страны, избравшие демократический путь развития.
В конечном итоге, вопрос о расширении Евросоюза на Восток ставится так – утвердятся ли в этих странах западные ценности? Или они вновь останутся в «тёмной зоне» и окажутся серьёзной помехой для современной демократии? Отказ Евросоюза из-за страха перед Россией от расширения на Восток приведёт к тому, что страны, оставшиеся за её пределами, в скором времени сами станут угрозой тем ценностям, которыми так дорожит «старушка» Европа.