Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва и Тбилиси проявляют прагматизм

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗавершено строительство пункта пропуска "Верхний Ларс" Северо-Осетинской таможни
Завершено строительство пункта пропуска Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг 24 декабря в Москве и в Тбилиси сообщили о договоренности открыть первого марта контрольно-пропускной пункт «Казбеги – Верхний Ларс» – единственный переход на сухопутной границе между Россией и Грузией, который был закрыт на протяжении последних трех лет.

В четверг 24 декабря в Москве и в Тбилиси сообщили о договоренности открыть первого марта контрольно-пропускной пункт «Казбеги – Верхний Ларс» – единственный переход на сухопутной границе между Россией и Грузией, который был закрыт на протяжении последних трех лет. Тем временем в Тбилиси началась продажа билетов на чартерные авиарейсы в Москву, хотя официальное соглашение о возобновлении авиасообщения еще не достигнуто.

 

Переговоры об открытии КПП велись при посредничестве Армении и Швейцарии. Дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси были разорваны после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. В сообщении пресс-службы Росграницы указывается, что приказ ведомства «Об открытии международного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ "Верхний Ларс"» был подписан еще 7 декабря. Выступая 9 декабря на Форуме европейских и азиатских медиа, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что для открытия пограничного пункта «Верхний Ларс» и возобновления прямых авиарейсов между Россией и Грузией «нет особых препятствий».

 

КПП «Верхний Ларс» был закрыт российской стороной в июне 2006 года, по официальной версии – «на ремонт». Ремонтные работы были завершены на российской стороне в мае, а на грузинской – в сентябре нынешнего года. Как сообщается, работы на грузинской стороне границы финансировались Соединенными Штатами.

 

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил в четверг в Москве, что согласование вопросов по открытию КПП в Верхнем Ларсе прошло «профессионально и неполитизированно». Глава российского МИД подчеркнул, что открытие КПП «важно для россиян, грузин и армян, которые пользуются этим переходом».

 

Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий заявил в интервью агентству «РИА Новости», что открытие КПП «Верхний Ларс» положит начало возобновлению добрососедских отношений между народами России и Грузии. «Решение об открытии пункта пропуска прежде всего продиктовано здравым смыслом», – отметил Леонид Слуцкий. Несмотря на крайне непростые отношения между Россией и Грузией, поток желающих попасть из одной страны в другую не сокращается, подчеркнул он.

 

Вице-спикер грузинского парламента, член фракции «Христиан-демократов» Леван Вепхвадзе также приветствовал контакты между двумя странами, но был более сдержан в оценках. Он опасается возможных провокаций в связи с предполагаемым открытием КПП и последующего вторжения российских войск.

 

По словам Левана Вепхвадзе, инициатором переговоров об открытии КПП стала Армения. В результате закрытия границы эта страна лишилась возможности использовать кратчайший сухопутный путь в Россию, что привело к резкому повышению стоимости перевозки грузов между двумя странами. «Грузия готова помочь нашим армянским друзьям и открыть этот КПП», – сказал Вепхвадзе в телефонном интервью Русской службе « Голоса Америки».

 

Леван Вепхвадзе считает, что поначалу через КПП «Верхний Ларс» должны проходить только грузы, принадлежащие третьим странам, прежде всего Армении. «Я думаю, что на первых порах переход для гражданских лиц должен быть закрыт», – заявил он. По словам вице-спикера грузинского парламента, население Казбегского района выступает против открытия границы с Россией. «Местное население боится, что повторится то, что произошло в Алхагори, куда вошли российские войска, – констатировал Вепхвадзе. – После этого этнически-грузинское население вынуждено было покинуть Алхагорский район. Поэтому местные жители опасаются возвращения из Северной Осетии людей, проживавших в свое время на территории Казбегского района, которые могут что-либо спровоцировать с тем, что бы туда были введены российские войска – якобы для наведения порядка».

 

По словам Левана Вепхвадзе, «так называемая осетинская сторона претендует на ущелье Трусо Казбегского района». «Там было несколько сел, где жили этнические осетины, имеющие и грузинские, и российские паспорта, – пояснил парламентарий. – Поэтому существуют опасения, что когда эти люди вернутся, могут быть спровоцированы конфликты».

 

Руководитель грузинской неправительственной организации «Институт по исследованию национализма и конфликтов» Паата Закареишвили считает подобные аргументы неубедительными. «Смешно говорить, что если граница закрыта, то Россия не пройдет, – сказал он корреспонденту «Русской службы» Голоса Америки по телефону. – Если Россия захочет ввести войска, она и так это сделает. Для России никаких преград не существует. К сожалению, мы видели, как Россия реализовывала свои агрессивные намерения в августе 2008 года».

 

Закареишвили считает, что договор об открытии границы сделает отношения между Грузией и Россией более устойчивыми и предсказуемыми. Грузинский политолог считает, что это – первый шаг к нормализации отношений. «Я сомневаюсь, что в скором времени наступит потепление, будут решены все политические вопросы и восстановлены дипломатические отношения, – сказал он. – Но я считаю, что экономические связи нужно укреплять. Нужно открыть границу и, может быть, ввести безвизовый режим, открыть воздушное пространство и рынок для грузинских товаров. Я думаю, что с помощью таких шагов Россия сможет продемонстрировать добрые намерения в отношении Грузии».

 

С такой точкой зрения согласен и американский политолог Джеймс Вертш – директор Международной академии Макдоннел при Вашингтонском университете в Сент-Луисе. «Я думаю, что в создавшейся ситуации восстановление коммерческих связей между Россией и Грузией является единственной возможностью выхода из безвыходной ситуации», – сказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

 

О том, насколько трудной остается эта задача, свидетельствуют противоречивые сообщения и заявления о возможном возобновлении авиасообщения между Москвой и Тбилиси. В четверг пресс-секретарь компании «Аирзена Грузинские авиалинии» Нино Гиоргобиани подтвердила Русской службе «Голоса Америки», что в Тбилиси продаются билеты на чартерные рейсы в Москву, хотя у компании пока есть лишь устное подтверждение от россйиских властей. На вопрос, что произойдет, если письменного подтверждения не последует, Нино Гиоргобиани сказала, что в таком случае пассажиров отправят через Ереван. Гиоргобиани не смогла сообщить, от кого конкретно с российской стороны ожидается письменное подтверждение.

 

В пресс-релизе компании «Аирзена Грузинские авиалинии» указывается, что «после заявления Медведева о возобновлении воздушного сообщения между Россией и Грузией, а также официального заявления президента Грузии по поводу того, что грузинская сторона не прекращала полеты и не против их возобновления, авиакомпания «Аирзена» решила обратиться к российским авиационным властям по поводу возобновления рейсов, а именно рождественских и новогодних чартерных рейсов с 26 декабря по 15 января». «Мы также попросили восстановить регулярные рейсы с 5 января», – говорится в документе.

 

Кроме того, пресс-секретарь авиакомпании «Аирзена Грузинские авиалинии» заявила, что компания не имеет долгов перед российской стороной. Со своей стороны, российская сторона говорит о непогашенной задолженности грузинских авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание. Нино Гиоргобиани не смогла ответить на вопрос, кто должен оплачивать эти услуги. Со своей стороны, вице-спикер парламента Леван Вепхвадзе заявил, что лично видел представленные компанией «Грузинские авиалинии» документы о том, что все задолженности были погашены «еще до войны».

 

По словам Вепхвадзе, с грузинской стороны нет препятствий для возобновления авиасообщения. «Главное, чтобы Россия проявила политическую волю», – заявил он. Грузинский парламентарий назвал несерьезным заявление российского вице-премьера Сергея Иванова о необходимости гарантий со стороны Тбилиси как условия для возобновления полетов между столицами двух стран. По словам Иванова, «правительство Грузии должно гарантировать безопасность наших экипажей, что, к примеру, у них не "найдут" наркотиков и оружия».
«Кто может дать такие гарантии? – сказал грузинский парламентарий. – А если у кого-то действительно найдут наркотики – ему что, индульгенцию нужно выдать? Никто не думает, что российские пилоты будут перевозить оружие или наркотики. Так ставить вопрос вообще несерьезно».

 

По мнению Левана Вепхвадзе, на урегулирование всех бюрократических проблем, связанных с возобновлением авиасообщения, уйдет около месяца, учитывая, что общение осуществляется через посредников. «Было бы хорошо, если бы чартерные рейсы начались 28 декабря, – сказал он. – Но я думаю, что реалистичнее было бы говорить о конце января». Вице-спикер парламента выразил удивление в связи с тем, что в Тбилиси продаются билеты на рейсы, которые еще не были официально санкционированы.

 

Американский политолог Джеймс Вертш из Вашингтонского университета в Сент-Луисе сказал, что развитие отношений между Россией и Грузией будет, скорее всего, проходить по формуле «два шага вперед, один шаг назад». Он считает, что наметившиеся подвижки – возможное открытие границы и возобновление авиарейсов – отражают происходящие в обеих столицах дебаты. «Я думаю, что и в российском, и в грузинском правительстве есть люди, которые ратуют за разрядку напряженности, – сказал Вертш. – Я уверен, что и в Москве, и в Тбилиси есть и те, кто в этом не заинтересован».

 

В целом, однако, Джеймс Вертш считает, что движение России и Грузии навстречу друг другу можно только приветствовать. С этим согласился и бывший посол США в России Джеймс Коллинс. В коротком интервью Русской службе «Голоса Америки» он приветствовал «прагматические шаги» со стороны Москвы и Тбилиси, отметив при этом, что между сторонами сохраняется множество нерешенных проблем. «Соединённые Штаты и международное сообщество должны приветствовать любые признаки нормализации отношений между Россией и Грузией», – сказал американский дипломат.