Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Никакой модели постсоветского развития не существует, есть только распад и гниение

© коллаж ИноСмиЮлия Тимошенко и Виктор Янукович
Юлия Тимошенко и Виктор Янукович
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И Тимошенко, и Янукович скажут вам, что все уже решено, что Украина — европейская страна и часть Европейского союза. То есть реально направление будет таким. То есть у нас есть поезд и в качестве ведущего локомотива у нас есть Европа. Но едем мы совсем не быстро. Я не верю, что какой-нибудь только что избранный украинский лидер выдвинет лозунг «Назад в СССР», или предложит дружить с Белоруссией и Россией.

Олег Рыбачук согласился встретиться с представителем редакции Kyiv Post и обсудить предстоящие президентские выборы, отдельных кандидатов и будущее страны

В прошлом Олег Рыбачук возглавлял администрацию президента Виктора Ющенко, а также занимал должность вице-премьера по вопросам евроинтеграции в первом кабинете Юлии Тимошенко. Он согласился встретиться с представителем редакции Kyiv Post и обсудить предстоящие президентские выборы, отдельных кандидатов и будущее страны.


KP (Kyiv Post): Насколько изменится вектор развития страны при новом президенте? Какая будет разница в этом смысле между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем?


Олег Рыбачук: Полагаю, изменится не столько направление развития, сколько скорость движения страны в том же направлении. И Тимошенко, и Янукович скажут вам, что все уже решено, что Украина — европейская страна и часть Европейского союза. То есть реально направление будет таким. То есть у нас есть поезд и в качестве ведущего локомотива у нас есть Европа. Но едем мы совсем не быстро. Я не верю, что какой-нибудь только что избранный украинский лидер выдвинет лозунг «Назад в СССР», или предложит дружить с Белоруссией и Россией.

- А что с Россией?

- В России понимают, что Украину они потеряли. Но десять-двадцать лет в политике — для бизнесмена это очень много. Время имеет значение. Потому-то Кремль пытается замедлить этот процесс. Русские говорят: «Куда вам идти, решайте сами, но если хотите на Запад, платите. Платите за газ по рыночным ценам». Вот мы и платим. Получается такая игра. Они все пытаются отодвинуть это в обозримое будущее. Что бы ни замедлило процесс — Москва рада. Им-то предложить нечего. Соблазнять они не умеют, умеют только шантажировать. Никакой схемы отношений не предлагают. Была моделью Белоруссия, и посмотрите, что с ней стало. Все пытаются манипулировать друг другом. Российский премьер Владимир Путин дружит с Тимошенко, чтобы взбесить Ющенко. У него к нему животная ненависть, потому что Ющенко символизирует не только великое унижение Кремля, но и величайшую угрозу для него. Будь Россия демократической страной, успешное развитие Украины было бы ей только на пользу, но для путинско-медведевского тандема это катастрофа. Таким образом, это даже не личная ненависть, а, так сказать, институциональная.

- А что ещё тормозит процесс?

- Нужна ли Европа политикам? Пожалуй, нет, ведь тогда придется действовать в соответствии с законом, практиковать прозрачность, отвечать за свои поступки, а у нас, кто бы ни оказывался на вершине политического Олимпа, — никто по европейским правилам не играет, это точно. Могут заинтересоваться отдельные предприниматели, тот же Ринат Ахметов — он торгует с Западом и берёт на работу западных менеджеров — но и для них это не станет вопросом жизни и смерти. Они прекрасно умеют ладить с коррумпированными политиками, почему, собственно, и содержат собственные партии и спонсируют своих кандидатов. Больше всего заинтересуются мелкие и средние бизнесмены, им буквально нечем дышать. Но и сил что-либо изменить у них нет. Так что на данный момент локомотива у нас нету, а значит, ничего не получится.

- Если локомотива нет, как же будут двигаться реформы?

- Дело в том, что советская инфраструктура уже практически сгнила. Советское наследие исчерпало себя. В ближайшие годы придется менять не только трубы отопления, но и мосты, железные дороги, линии электропередачи, электростанции и все прочее. Никакие заигрывания и любовь с Россией нам ничего не дадут: ни технологий, ни дешевого газа. Так что выбора нет. Весь потенциал советской экономики исчерпан, а никакой модели постсоветского развития не существует, только распад и гниение. Единственная конкурентоспособная модель исходит из Европы. Таким образом, кто бы ни пришел к власти, ему придется изучать систему, которая функционирует лучше. Российская система наших предпринимателей пугает. Пример [посаженного в тюрьму олигарха Михаила] Ходорковского не вдохновляет никого.

- К вопросу о выборах, сможет ли Тимошенко сократить разрыв, отделяющий ее от Януковича?


- Высокие рейтинги Януковича оказывают на наблюдателя гипнотическое воздействие. Не верю, что разрыв составляет целых пятнадцать процентов. Скорее всего, противостояние будет упорным и отчаянным. Если Тимошенко выйдет во второй тур с Януковичем, то я склонен согласиться с Ющенко: он считает, что победит любой, кто выступит против Януковича, потому что на Украине гораздо больше людей, исповедующих ценности прямо противоположные ценностям Януковича. Максимум, сколько он может набрать, — это тридцать процентов. Остальные украинцы верят в нечто иное.

- Каким вы видите политический ландшафт страны после выборов?

- Если Тимошенко победит, Янукович как политик перестанет существовать, это будет его третье катастрофическое поражение. Хотя он якобы «победил» на парламентских выборах 2007 года — то, что он набрал больше всего голосов, вовсе не означает победы, потому что он не смог создать на основе этой победы коалицию и сделать из нее политический актив.

Если Янукович проиграет, Партия регионов тоже перестанет существовать в том виде, в котором она сейчас находится. Будет партия Рината Ахметова и, возможно, ещё две группировки. Кто-то уйдёт к Тимошенко, остальные присоединятся, например, к Сергею Тигипко или ещё к какому-нибудь политику.

Тимошенко отлично умеет завоевывать поддержку в парламенте. После «оранжевой революции» в ее фракции было около тридцати человек, а сразу после того, как она стала премьер-министром, численность фракции удвоилась или даже утроилась.

Если Тимошенко проиграет, то ее фракция расколется, но не исчезнет. Возможно, она сохранит за собой пост премьер-министра. Один активный лидер студенческого движения сказал мне, что лучше бы победила Тимошенко, потому что тогда Ющенко и Янукович исчезнут, а она исчезнет после следующих выборов. Но если победит Янукович, Тимошенко не исчезнет. Так что первый вариант — это лучший способ избавиться от всех троих.

- Не вызывает ли беспокойства то, что Тимошенко и другие кандидаты говорят о «сильном лидере»?

- Это просто театр одного актера. Она говорит: «Я извлекла уроки из прошлого, я не повторю ошибок, а значит, я построю для вас молодую, прекрасную и сильную демократию. Не буду ни на кого полагаться, сделаю это лично». Но кто решает, что означают слова «молодая и прекрасная демократия»?

Летом Тимошенко и Янукович предложили украинцам российский вариант: сильный премьер-министр предлагает какого-нибудь слабого политика на роль президента, более того, пообещали десять лет стабильности, никаких выборов, все под контролем. И восемьдесят шесть процентов украинцев сказали — да никогда! Сказали: мы хотим сами избирать президента. Это русским нравится их стабильность, а украинцы отказались от такого предложения. На Украине нужно соревноваться, конкурировать, а договориться, как Путин с Медведевым, или как Ельцин с Путиным, не получится.

Общаясь с украинцами, понимаешь: им нравится идея сильной руки в том смысле, когда говорят о методах управления, о правопорядке. Но попробуйте, заберите у них свободы — хотя бы право избирать президента — получите то, что было летом. Когда люди говорят, что хотят «сильную руку», имеется в виду, что им нужен закон и порядок, а не хаос. Свободы же отбирать не надо.