- американский политолог Пол Сандерс
На этот раз грузинские солдаты будут воевать под эгидой НАТО
Для грузин Афганистан и далекая страна и близкая. В нашей исторической памяти еще сохранились битвы, перенесенные грузинскими царями и военначальниками, служивщими в персидской армии в 17-18 веке, а также трагические события более недавнего периода – кровь, пролитая грузинскими солдатами в составе советской армии в Кандагаре и Кундузе, Хосте и Герате. Также помним визит в Тбилиси короля Афганистана Мохаммеда Захира Шаха и и королевы Имарии и визит Бабрака Кармаля...Это было при коммунистическом режиме.
История иногда повторяется.
Сегодня грузины снова отправляются в Афганистан – снова в составе армии иностранного государства. Теперешняя обстановка в Афганистане многим похожа на обстановку 1980 года, хотя, в ряде случаев, дела обстоят еще хуже, чем 20-25 лет назад.
Америке и НАТО в Афганистане очень трудно, так трудно, что создаются тупиковые ситуации – положение почти невыносимое, талибы крепчают, Усаму бен Ладена не поймали, и если НАТО в это время выведет войска, никто не знает, что случится. А ведь пребывание там армии требует больших материальных и человеческих рессурсов. Вспомним, что сокращенный контингент советской армии в Афганистане, в самом конце, вырос до 120 тысяч, но Кремль все-таки был вынужден бежать из безжизненной пустыни Регистана и суровых гор Гиндукуша. То же самое происходит с солдатами Америки и НАТО: если факт побега советских солдат из Афганистана вызывал насмешливую улыбку в западных политических кругах, сегодня в подобном положении оказались Брюссель и Вашингтон.
Антитеррористической коалиции нужен вспомогательный «десант». Барак Обама объявил новую афганскую стратегию и попросил помощи у союзников, но не вышло – некоторые европейские государства отказались увеличить военный контингент. Вы представьте себе, даже Франция и Германия. Что поделаешь, если французская и немецкая общественность отказалась посылать своих детей в афганскую мясорубку, Николя Саркози и Ангела Меркель обязаны выполнять волю народа...
И вот, в это время, на фоне острого политического кризиса, из Тбилиси раздался обнадеживающий голос – Грузия готова послать добавочный контингент.
Что делают, или что будут делать наши солдаты в Афганистане?
Первая мотивация приблизительно такова: кроме того, что мы помогаем НАТО, нашей надежде и спасителю, наших бойцов мы посылаем туда для повышения боевого уровня и принятия боевого крещения, то есть, «армия нам нужна не только для того, чтобы демонстрировать ее на парадах». И вправду, что мы должны иметь против? Экзамен в бою солдату действительно не повредит, но существует одно «но». Ведь повышение боевого уровня, или принятие участия в бою, связано с жертвами. И ведь в Афганистане обстановка гораздо хуже, чем в Ираке. Получается, что риск намного выше. Значит пропорционально риску и количеству солдат, жертв будет больше. Разве существует гарантия безопасности, и там никто не погибнет? Хотя, формулировка, возможно, уже придумана: «Геройски погиб, исполняя интернациональный долг» в далеком Афганистане. Есть какая – нибудь разница по сравнению с 1980 годом, когда грузины гибли именем Советского Союза?
Вторая мотивация противоречит первой: грузинские военнослужащие не будут принимать непосредственного участия в боевых действиях в Афганистане, они в основном, будут охранять склады и тыловые объекты. Тогда, какое же это повышение профессионализма? Разве охрана складов и несение караула углубляют практические боевые знания? Мы уже столько складов охраняли и защищали в Косово и Ираке, что наши солдаты должны были бы уже стать суперменами, такими как в заграничных боевиках.
Третья мотивация выражает цивилизованно-гуманные цели: мы внесем в Афганистан западную демократию – научим пуштунов, узбеков и таджиков управлять государством. Еще конкретней – насадим наши реформы в афганской полиции и натренируем государственных деятелей для более эффективной работы.
Я не говорю, что грузинские военнослужащие не должны посылаться никуда из-за существующих в той или иной стране риска и опасностей. Современные вызовы требуют мобилизацию и координацию международных сил. И то является аксиомой, что для профессионального военного в горячих точках жизнь и смерть стоят рядом. И психологически они должны быть готовы к этому. Кроме того, важным моментом является то, что хорошее материальное обеспечение более тысячи грузинских солдат поможет их родным и близким, оставшимся в Грузии, их социально-экономическому положению.
Читатель, возможно, задаст вопрос – все это хорошо, мы должны помочь НАТО, который борется с международными проблемами – терроризмом и экстримизмом, но поймут ли они это и оценят ли?
Официоз убеждает нас, что посылая войска в Афганистан, мы все ближе подходим к объединению в НАТО, и фактор защиты от враждебной России становится более стойким. Дай Бог, но свежо предание, а верится с трудом. Ни Америка, ни Европа после прошлогоднего августа не смогли решить ни одного важного вопроса, кроме вопроса о прекращении огня.А так немного неудобно, просить исправить испорченное нами дело других, но факт остается фактом: сепаратизм углубляется, Абхазия и цхинвальский регион все больше и больше отдаляются от Тбилиси, НАТО и Америка все больше и больше сближаются с Россией и просят – помоги нам Россия, в Афганистане нам очень туго приходится.
Давайте, призовем на помощь мнения зарубежных экспертов.
Известный американский политолог Пол Сандерс прямо говорит нам: не надейтесь, что если вы участвовали в операциях в Афганистане и Ираке, вы получите еще большую поддержку против России от Америки. Более того – ваш президент, как видно, упустил, что самый большой его сторонник, Джордж Буш, никогда не упоминал Грузию, как «союзника» Америки, так как это было не так. Так же поступает и президент Обама. А еще более важным является то, что ни господин Обама, ни господин Буш не называют Россию «врагом».
Человек, произнесший эти слова является исполнительным директором центра Никсона и совладельцем известного журнала National Interest; при Джордже Буше он работал в Госдепартаменте и хорошо понимает суть вопроса. И вот, Пол Сандерс предельно ясно объясняет нам, что мы больше не должны надеяться на Вашингтон, а мы все – равно гнем свою политику - пафос статей британского Telegraph и Wall Street Journal таков, что видно, что Белому Дому, Пентагону и НАТО все равно, что думает Россия, и они денно и нощно только и делают, что пекутся о Грузии.
В Тбилиси давно должны понять, что "Соединенные Штаты не имеют никаких обязательств военного типа по отношению к Грузии и, тем более, никаких обязательств на возвращение Абхазии и «южной Осетии» военными силами под их контролем", - говорит нам Пол Сандерс. Что тут непонятного?
Хорошо, скажем Пол Сандерс необъективен и является российским агентом, но ведь это говорят и другие известные американские и западные эксперты? Линкольн Митчел, например, который является профессором не московского, а Колумбийского университета.
В определенном смысле, я согласен с заявлениями правительства Грузии, что мы действительно должны помочь Афганистану. И в правду, все нам помогают, и должны же мы выплатить этот морально-этический долг, но не тем, чтобы послать в афганский ад столько грузинских военнослужащих, и тем самым доказывать Вашингтону и Брюсселю свою преданность.
Например, оказать помощь в экономической сфере. Выберем сравнительно спокойную провинцию и построим или восстановим там то, что подлежит восстановлению. Или начать торговые отношения, помочь с гуманитарной точки зрения, подготовить им специалистов бесплатно. Многие не помнят, в советский период у Грузии с одной из афганских провинций был подписан торгово-экономический договор, на основе которого там было построено несколько промышленных объектов, производился экспорт грузинской продукции, а в Грузию поступала афганская продукция. В высших учебных заведениях Грузии училось достаточно большое количество студентов из Афганистана.
Насколько я знаю, дипломатические отношения между Афганистаном и Грузией уже установлены и даже назначен посол ( включая и Туркмению). Интересно, что – нибудь делается по отношению к Кабулу? Ничего подобного я не слышал. Разве НАТО и Америка откажут нам в помощи такого формата? Маршрут прямой, без окольных путей: Грузия – Азербайджан – Каспийское море – Туркмения и Афганистан.
Может быть, нам стоит попытаться? Я думаю, что такая помощь будет иметь более конкретное выражение, и она будет полезна для обеих сторон.