Это была, мягко сказать, странная идея.
Пока россияне готовились к обычной для здешних мест долгой и тяжелой зиме, бессменный мэр Москвы Юрий Лужков решил, что снега с него достаточно.
Убирать сугробы трудно, неудобно и дорого, поэтому столичный мэр поступил на редкость логично: просто запретил снегопад.
«Вы знаете, что дважды в году - в День города и в День Победы - мы делаем погоду. То же надо сделать и со снегом», - заявил Лужков в сентябре.
Его план заключался в том, чтобы расширить программу осаждения облаков, к которой город прибегает перед большими праздниками, чтобы дождь не мешал парадам. В таких случаях над облаками распыляется с самолетов йодид серебра, и осадки выпадают до того, как облака доходят до столицы.
Лужков, помня о стремлении Кремля вести борьбу с финансовым кризисом, подчеркивал, что его замысел приведет серьезной экономии.
«В финансовом плане это выгодно», - заявлял он. После того, как меру одобрила городская дума, чиновники заговорили о ежегодной экономии 4 миллионов долларов. (Каждый год город тратит около 10 миллионов на 5 000 снегоуборочных машин и 50 000 рабочих, которые регулярно пытаются очищать московские дороги от снега.)
Эксперимент должен был начаться в середине ноября. Сейчас уже заканчивается декабрь, город завален сугробами, на тротуарах слякоть. Что же случилось?
Получить ответ на этот вопрос оказалось непросто. Со мной никто не хотел об этом говорить ни в правительстве Москвы, ни в городском департаменте жилищно-коммунального хозяйства, ни даже в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Вероятно, все эти ведомства находятся в некотором замешательстве. Надо отметить, что зарубежная пресса успела воспеть лужковскую программу как один из величайших в мире примеров управления погодой. Кое-то говорил о том, что случилось невозможное, а кое-кто (ну да, и я в том числе) писал, что мэру Майклу Блумбергу (Michael Bloomberg) стоило бы попробовать в целях экономии разогнать облака над Нью-Йорком.
Самое внятное объяснение случившегося на настоящий момент дал Валерий Дядюченко, заместитель руководителя вышеупомянутой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, чаще известной просто как «Росгидромет».
Эксперимент был отложен по двум причинам, сообщил он принадлежащей государству «Российской газете». Во-первых, недавно построенные высотки мешают нормально работать аппаратуре радиолокационного центра «Гидромета» и не дают ей отслеживать появление облаков. К следующей зиме эта проблема будет решена, обещает чиновник.
Для тех, кого это объяснение не устраивает, Дядюченко приготовил еще одно. «Эта работа сложнее, чем с дождевыми облаками», - заявил он корреспонденту. Все дело, по его словам, в скорости ветра.
Тем временем, городские власти изо всех сил стараются убедить горожан, что проект не сорвался, и его осуществление – только вопрос времени.
Лужков заявил «Российской газете», что виноваты во всем некомпетентные синоптики.
«Организационные трудности, конечно же, есть, - признался он корреспонденту. - В частности, летчики, которым предстоит осаждать облака, утверждают, что для эффективной работы им необходимо знать о предстоящем снегопаде за две недели. А метеорологи, как показывает практика, порой и за день точно не могут спрогнозировать его».
«Мы будем искать решения», – уверено обещает мэр.
Впрочем, ему не слишком верят. В последние недели снег заставил остановиться движение на московских дорогах. В середине декабря один небольшой снегопад создал на улицах пробки общей длиной в 125 миль. Москвичи рассказывают друг другу страшные истории о людях, стоявших в пробках по семь часов, и о почти трех тысячах зафиксированных в тот день в столице дорожных происшествий.
Пресс-секретарь Лужкова и на этот раз возложил вину на несчастных синоптиков, заявив, что они прогнозировали выпадение 1,2 сантиметра снега, в то время как его выпало 15 сантиметров.
Однако, похоже, эти объяснения уже никого не интересуют. На вопрос о том, сколько же снега выпало в столице в декабре, представительница «Росгидромета» ответила мне, что пока выпало только 25,6 миллиметров, а выпадение еще 90 миллиметров ожидается до конца февраля.
Так что сейчас, русские считают план Лужкова очередным невыполнимым обещанием. Кстати, расстраивает это далеко не всех – в конце концов, русские любят зиму и снег, которые столь же важны для их национального характера как водка и Достоевский.
Как заметил в четверг президент Дмитрий Медведев, подводя итоги года в эфире национального телевидения: «Нашей стране легко никогда не жилось. То, что мы живем … в очень сложных климатических условиях: холодно, трудно выращивать урожай, – все это формировало национальный характер на протяжении столетий».