В России с 1 января 2010 года введена минимальная цена на водку: за пол-литра – не менее 89 руб. Нововведение является частью антиалкогольной кампании, начатой в 2009 году Дмитрием Медведевым.
Эксперты не отрицают необходимость снижения потребления алкоголя в России, однако меры государства по искоренению этой вредной привычки считают малоэффективными.
ОбычныйО том, что нужно поднять водку в цене, поговаривали уже давно, наряду с другими ограничительными мерами - считать слабоалкогольной лишь напиток, в котором содержание этилового спирта не превышает 7%, или что объем тары не должен превышать 330 мл. В скором будущем на бутылках, как и на сигаретных пачках, может появиться предупреждающая надпись: "Алкоголь – это яд".
А еще очень популярным в последнее время стало предложение ввести ограничения на продажу алкоголя по месту и времени. В Кировской области, к примеру, губернатор Никита Белых уже ввел такие ограничения - с 23:00 до 7:00 утра на территории региона запрещена продажа в розницу алкоголя с содержанием этилового спирта более 15%. Но это отдельная инициатива регионального чиновника, эффективность которой предстоит узнать в ближайшем будущем.
Пока предпосылок для снижения пьянства в России нет никаких. Причины этого явления - однозначно социальные. Парадоксальная часть государственной политики заключалась в том, что государство само себя поставило в условия, когда нелегальная водка по 40-70 рублей выполняла важную социальную функцию. Поскольку Россия – одна из немногих цивилизованных стран, где малоимущее население не имеет доступа к легальному алкоголю. Когда говорят о том, что во всем мире водка очень дорогая – 10 долларов и дороже, то лукавят. Потому что в странах СНГ, России, бывших соцстранах водка является традиционным напитком. А для стран Западной Европы или США водка – элитный премиальный напиток. Но там есть дешевый виски, который стоит 1-2 доллара за бутылку. Я уж не говорю про цены на вино, которое в России в 5-10 раз дороже, чем в других странах, - имеется в виду хорошее вино.
Вести речь о том, что в России водка слишком дешевая – абсолютно некорректно. Там просто другие крепкие напитки являются более дешевыми. Поэтому государство вполне сознательно закрывало глаза на нелегальную водку, потому что вся она прекрасного качества. В этом плане к ней претензий никаких нет. Малоимущие спокойно пили качественную заводскую нелегальную водку. Сегодня это прекращается или должно прекратиться. Таких малоимущих потребителей нелегальной водки у нас, наверное, минимум 20 миллионов. На сегодняшний день эти люди должны определиться, что им делать дальше – либо сохранить уровень своего употребления и больше тратить на водку, либо уйти вниз, сохранив уровень своего потребления, и перейти к суррогатам. Поэтому одна эта мера в меньшей степени касается сокращения потребления. Она как раз призвана, прежде всего, бороться с нелегальным рынком.
В Федеральной концепции по государственной антиалкогольной политике заявлена цель: снижение объемов потребления алкоголя с 18 литров на человека до 5-8 литров в год. Первый этап – снижение до 15 литров за 2 следующих года. По словам Вадима Дробиза, сегодня среднее потребление и так составляет 13,5 -15 литров на человека, а не 18. Цифра была намеренно завышена, чтобы затем отчитаться о достигнутых успехах. Продолжает Вадим Дробиз:
- У нас около 100 млн. человек потребляют алкоголь в той или иной степени. Кто-то рюмку в месяц, кто-то больше. Из них 70% или условно 70 млн. потребляют алкоголь умеренно. Это не алкоголики. Я категорически не согласен с тем, что Россия спивается. Ничего подобного! Россия не спивается. Спивается определенная группа населения России. Кто-то их называет маргиналами, кто-то – иначе. Но это, прежде всего, малоимущая часть населения, которая потребляет до 40 литров абсолютного алкоголя в год, то есть в 3,5-4 раза больше нормальных. Вся алкогольная или антиалкогольная политика не сегментирует ни потребителей по группам, ни по видам алкоголя. Просто идет борьба, связанная с тем, что весь алкоголь - яд независимо ни от чего. Во всем мире шло немножко иначе. Все-таки основным направлением были попытки перевести население на менее крепкий алкоголь. Вот это, наверное, совершенно правильно. Почему и в скандинавских странах стали пить меньше крепкого алкоголя и вышли на хороший уровень потребления вина.
С введением минимальной цены на водку сам напиток только подорожает, а качество останется прежним, считает президент центра "Панорама" Владимир Прибыловский:
- Водка - не мой любимый напиток. Я предпочитаю красное сухое и пиво, а из крепких – текилу. Там еще была вторая объявленная цель – не только сократить потребление алкоголя, но поставить заслон паленой водке. Я к этому, увы, отношусь скептически. В России те, кто любит водку, будут покупать плохую водку за дорогую цену - только и всего. Мне даже не надо далеко ходить за примерами. Несмотря на то, что я водку почти не пью, тем не менее, в холодильнике для друзей держу. И вот где-то незадолго до Нового года я зашел в магазин, в котором я обычно покупаю продукты, в том числе спиртное. И купил дорогую водку "Кедровую", которая считается одной из лучших, чуть ли не лучшей. Когда я ее через несколько дней вскрыл и попробовал, то оказалось, что это совершенно откровенная "паленая" водка. Раньше я неоднократно сталкивался с тем, что покупал текилу, а вместо нее там была хорошо если подкрашенная паленая водка, а то просто какой-то компотик рыженький.
- Но еще один из способов борьбы с паленой водкой – создание госмонополии на алкогольную продукцию. Как вы к этому относитесь?
- Одна из причин, почему я не верю, что государственная монополия что-нибудь улучшит, – это то, что люди-то останутся прежними на денежных и спиртовых потоках. Ничего не улучшится, не говоря уже о таком общем соображении: что ни делает государство, все получается хуже, чем в частном секторе, а особенно в России.
Антиалкогольная кампания Дмитрия Медведева только начинает набирать обороты. А вот домашние самогонные аппараты в России вряд ли позабыты. Уж очень хорошо они выполнили свое предназначение во время горбачевского "сухого закона" во второй половине 80-х годов прошлого века. Тогда, как известно, антиалкогольная кампания с треском провалилась.